Адольф де Мейер — поддельный барон, настоящий культовый фотограф и предполагаемый наследник еврейских банкиров

О первых в мире фэшн-съемках

Барон Адольф де Мейер. Фото: Wikimedia Commons
Скандальная репутация — лишь рамка для таланта Адольфа де Мейера, героя сегодняшней рубрики «Еврей в истории».

Адольф де Мейер придерживался модного в конце ХIХ века мнения, что фотография должна стать высоким искусством наравне с живописью. Со своими моделями он работал как с арт-объектами, создавая сложный антураж с помощью света, тени и зеркал. Использовал фотограф и все технологические новинки — его фирменным знаком стала не только автохромная цветная печать, но и применение линзы, которая позволяла создать эффект фокуса на центральной части снимка и одновременно размытого изображения по его периметру.

Моделями де Мейера стали короли Великобритании Эдуард VII и Георг V, английская аристократия и богема. Потом фотограф играючи покорил Америку — Vogue, Vanity Fair, Harper’s Bazaar отказались от рисованных иллюстраций в пользу снимков де Мейера, фактически он стал основоположником фэшн-съемки. Гонорары барона росли по экспоненте, в очередь за портретом его работы вставали Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Вацлав Нижинский. Очередной перелет через океан принес ему работу с Коко Шанель и Жанной Ланвен в Париже. А потом все кончилось так же внезапно, как началось.

Адольф Мейер возник из ниоткуда в Лондоне 1890-х. Изысканный, утонченный, даже женственный, он эпатировал и одновременно очаровывал британскую знать. Богатый наследник еврейских банкиров, фотографией он занимался исключительно в качестве оригинального хобби. Вскоре мужчина начал называть себя бароном, впрочем, периодически путаясь, в происхождении титула. Затем он женился на Ольге Альберте Караччоло, баснословно богатой красавице знатного происхождения, ставшей его музой на долгие годы. О природе союза ходило множество сплетен. Все это обеспечило фотографу интерес публики.

«У барона, стремившегося уйти от реальности, имелись собственные представления об изысканности и элегантности.  Ему удалось расширить возможности фотокамеры…»

Де Мейер подчеркивал, что все важные решения он принимал по совету личного астролога. И, надо сказать, астролог знал свое дело — фотограф с супругой своевременно переехали в США, когда в связи с Первой мировой в Британии их объявили чуть ли не шпионами, впоследствии перед возвращением в Европу де Мейер сменил излишне говорящее имя Адольф на более нейтральное Гайен. И все же в конце 1920-х удача изменила фотографу — его снимки становились все менее востребованными, в моду вошел живой репортажный стиль. А в 1931 году умерла жена де Мейера, и это стало для него ударом — фотограф уничтожил негативы, пристрастился к запрещенным веществам. К фотографии он так и не вернулся.

Под конец жизни де Мейер переехал в США, где стал писать автобиографию, которая так и не увидела свет. Фотограф скончался в 1946 году в полном забвении. Впоследствии его снимки стали классикой модной фотографии, и утонченный импрессионистский стиль де Мейера не раз вдохновлял фэшн-фотографов, но барону это увидеть не довелось. Сегодня, 1 сентября 2023 года, исполнилось 155 лет со дня его рождения.