Биосфера в иудаизме: чем человек отличается от прочих существ?

Разбираем классификацию творений в иудаизме

биосфера лес деревья
Фото: Unsplash
Современная классификация живой и неживой природы изучается в школах и известна каждому: животные, растения, грибы, бактерии...

Если вы не прогуливали занятия по биологии, то наверняка помните эти царства и сегодня.

А что говорит об окружающем нас мире иудаизм?

Еврейская традиция подошла к этому вопросу самым тщательным образом, разделив существ на то же количество категорий, только несколько иным образом.

Самой внушительной частью мира, к которой относится наибольшее число творений, является домем, затем следуют цомеах, хай и, наконец, медабер.

Классификация творений в иудаизме не строго биологическая: к домем относятся молчащие, то есть неодушевленные объекты: это и камни, и минералы, и даже рукотворные вещи. Растения и деревья тоже молчат, но относятся они уже к цомеах, так как обладают способностью расти и изменяться.

К хай, как вы, возможно, уже успели догадаться, относят животных. И рыбы, и млекопитающие, и птицы — всё это хай. Человек же, хотя и родственен животным, все же выделен в отдельную категорию медабер — по той причине, что он обладает способностью говорить.

Именно речь выделяет человека на фоне всех остальных живых существ: хотя животные тоже могут мяукать, лаять, рычать, гавкать или крякать, только у людей существуют языки, состоящие из слов и предложений. Если обратиться к книге Берешит, можно заметить, что и мир родился благодаря слову: «Сказал Всесильный: «Да будет свет», и стал свет». Так что способность говорить у евреев всегда была не на последнем месте, а мудрецы учили, что не стоит открывать рот, если сказать нечего.