Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Больше, чем культурная революция: что такое Гаскала и как она повлияла на современных евреев?
Рассказываем о важном в истории мирового еврейства
Как вы себе представляете культуру евреев в первой половине XVIII века? Историки считают, что в то время она находилась в глубочайшем кризисе. Еврейство, лишенное многих базовых гражданских прав, закрылось в себе, а потому его фактически не затронула даже эпоха Возрождения в Европе.
Кажется, многих евреев такое положение вещей не очень-то и тяготило: жить в общине было комфортно, религиозные предписания и запреты никого не возмущали, а знание грамматики считалось ненужной блажью. В таком историческом контексте образованные прусские евреи решили отойти от ортодоксального раввинизма и овладеть элементами европейской культуры. Так и появилось движение Гаскала.
Отход от традиционализма
Большую часть своей истории евреи жили в традиционном обществе, идеальным воплощением которого стала община. Общество это, вопреки расхожему мнению, было чрезвычайно пластичным и очень чутко реагировало на изменения в окружающем его мире. Однако эта реакция носила вынужденный и неосознанный характер. В еврейской традиционной культуре было немало заимствований, но, попав в поле традиции, эти заимствования «освящались», становились своими, а источник заимствования постепенно забывался.
Так и Гаскала, возникшая во второй половине XVIII века в Центральной Европе, стала попыткой небольшого круга еврейских интеллектуалов привнести в еврейскую культуру идеи европейского Просвещения. Родоначальником движения стал Моисей Мендельсон (1729–1786) — выходец из небольшой еврейской общины в немецком городе Дессау, которому удалось переехать в Берлин и впоследствии стать известным европейским философом.
В 70-80-е годы дом Мендельсона превратился в место встреч талантливой еврейской молодежи, увлеченной идеями Просвещения. Все эти люди, как и сам Мендельсон, не имели возможности построить карьеру в немецком обществе. Считается, что из этого «кружка» Гаскала и родилась. Сперва талантливые молодые евреи заявили о себе переводом Танаха на немецкий язык с комментариями на иврите, что крайне негативно воспринял раввинский истеблишмент. Тем не менее иврит не перестал быть языком просвещенной еврейской культуры. На нем стали писать художественную прозу и издавать журнал «Ха-Меасеф», на страницах которого высмеивался уклад традиционного еврейства.
Приверженцы Гаскалы называли себя маскилами или маскилимами («просвещенными») и выступали за реформу еврейского образования. Главное требование заключалось во введении в программу светских предметов, которые позволили бы евреям стать «полезными». Первую школу «нового типа» открыли в Берлине в 1778 году. И главное, Гаскала видела в государстве союзника, который после «исправления» евреев уравняет их в правах с другими гражданами.
Гаскала в Российской империи
В начале XIX века идеи Гаскалы проникают в еврейские общины Восточной Европы. Наиболее последовательно программу преобразований сформулировал Исаак Бер Левинзон (1788–1860) в своих сочинениях «Теуда бе-Исраэль». Существенно не отличаясь от немецкой Гаскалы, идеи Левинзона были менее радикальными в своей реализации. Маскилам пришлось учитывать численное превосходство традиционного еврейства в Восточной Европе, где центрами популяризации Гаскалы стали еврейские общины Одессы и Вильно. В Одессе в 1828 году начала работать реформистская школа. Опыт внедрения принципов Гаскалы в ней оказался чрезвычайно успешным. Чтобы вы лучше понимали масштабы, приведем несколько цифр. Согласно переписи населения в конце века, Одесса была четвертым по населению городом в Российской империи, а еврейское население в ней составляло до 31%, или около 130 тысяч человек. В 1844 году благодаря новому «Казенному еврейскому законодательству» в Российской империи открыли несколько десятков государственных еврейских школ. В результате и в них маскилам удалось упрочить свои позиции в области реформы образования.
Золотым веком Гаскалы в Российской империи стали годы правления Александра II. Политика ограниченной эмансипации, проводимая государством, сделала актуальными идеалы Гаскалы для широкого круга российских евреев. Во второй половине XIX века возникает еврейская периодическая печать и художественная литература на иврите и идише. Тогда же складывается русско-еврейская интеллигенция, которая тяготеет к имперской культуре как к нормативной.
Стоит отметить, что разочарование в идеях Гаскалы в среде российского еврейства вспыхнуло уже спустя несколько десятилетий. В 1881–1882 годах по Российской империи прокатилась волна еврейских погромов. Тогда и пришло понимание, что государство не заинтересовано ни в чьей эмансипации. Моментально на смену «еврейскому просвещению» пришла эра еврейского национализма. Но, как говорит знаменитый телеперсонаж, это уже совсем другая история.
Предтеча современных нравов
Почему относительно непродолжительное по времени движение Гаскала считается историками уникальным? Главная причина в том, что законодательство в отношении евреев в Центральной Европе XVIII века носило ярко выраженный репрессивный характер. В результате этого еврейская автономия постепенно исчезала. С другой стороны, в европейском обществе эпохи Просвещения становится актуальным «еврейский вопрос», а именно — споры на тему предоставления гражданских прав евреям. Сложение этих двух факторов создало уникальную ситуацию в еврейской истории. Власть традиционной еврейской элиты перестала быть абсолютной, а в общине выделилась политически и экономически влиятельная группа придворных евреев, которые выступают за более тесные контакты с окружающими их европейцами. Параллельно ряд видных деятелей немецкого Просвещения выступили за эмансипацию евреев. В результате налаживается диалог между европейскими и еврейскими интеллектуалами.
Казалось бы, эпоха Гаскалы, которая началась два с половиной столетия назад, никак не должна определять современность. Тем не менее именно это движение заложило основы современного еврейского мировоззрения, которое заключается в уважительном отношении к любому окружающему обществу. С другой стороны, Гаскала — эдакий аналог Нового времени в еврейской культуре. В ее основе лежала сознательная попытка если и не порвать полностью с традицией, то привнести в еврейскую культуру элементы современной для того времени европейской культуры. Такой подход в долгосрочной перспективе подрывал монополию традиции и стал предтечей современной еврейской культуры.