Чем живет Пензенская еврейская община?

Интервью с раввином

раввин Дан Савинов
Фото из личного архива Дана Савинова
Как справилась с пандемией Пензенская еврейская община, какие проекты удалось реализовать за последнее время, какие традиции соблюдают ее члены — об этом и не только Мария Сайганова спросила у главного раввина Пензы Дана Савинова. Интервью было опубликовано на портале penza-online.ru

— Какие традиции поддерживаются в общине?

— Наши традиции, как мы живем в течение года, все это, конечно, регламентировано еврейским законом. Из общинных традиций можно назвать то, что мы как минимум раз в год стараемся собирать на какое-то праздничное мероприятие людей всех возрастов, чтобы они поняли, как важна преемственность: чтобы старшие видели, как подрастает молодое поколение, а молодежь знала, кто стоит у истоков общины.  

Кроме того, у нас очень развито волонтерское движение. Называется Give, что в переводе с английского означает «давать». Перед некоторыми праздниками мы посещаем пожилых людей. Например, в Хануку. Ребята привозят им пончики, зажигают свечи. 

Сложились внутренние вещи, когда Новый год молодежь отмечает интеллектуальной игрой, аналог квиза. Не без хвастовства скажу — евреи славятся смекалкой. И каждый Новый год мы стараемся встречать, устраивая мозговой штурм. Весной, в канун праздника Лаг ба-Омер, мы встречаемся на природе. К этому дню в общине проводятся экологические акции. Так, в прошлом году ребята выезжали в область и собирали мусор по побережью Суры. 

Такие у нас внутренние небольшие традиции. 

— Что нужно сделать, чтобы стать членом еврейской общины? Сколько сейчас в ней насчитывается людей? 

— Община еврейская, и ее деятельность направлена на работу с людьми этой национальности. Но я сразу хочу отметить, что у нас некоторое количество людей, которые не имеют еврейских корней, но они так или иначе пришли к нам в общину, заинтересовались еврейской культурой. Они нашли в еврейских книгах ответы на вопросы, которые их беспокоили, и шаг за шагом эти люди настолько приблизились к нам, что мы и не представляем нашу деятельность без них. 

Раз в месяц для людей нееврейской национальности устраивается встреча, где с ними изучают отрывки из Торы, которые имеют актуальность для них. Мы обсуждаем философские вещи из еврейского мировоззрения, говорим об общечеловеческих ценностях. Что касается численности нашей общины, то восемь лет назад у нас насчитывалось 800 человек, сейчас меньше.

— Какие обязанности возлагаются на членов Пензенской еврейской общины? 

— У нас нет такого понятия, как членский взнос или еще какие-то «повинности». Вполне добровольное сосуществование сообщества, в котором мы своей целью ставим сохранение еврейской культуры, ее традиций. Для нас самое главное, чтобы люди откликались, взаимодействовали с нами, сохраняли знания и передавали их своим детям. Лозунг нашего детского клуба JFuture как раз об этом: «Работа с детьми — это будущее,  которое мы создаем сегодня».

— Какие нерешенные вопросы у вас есть сейчас? 

— Главная наша проблема — человеческий ресурс. Старшее поколение людей уходит. В последние годы мы наблюдаем отъезд молодых людей, которые уезжают в Москву и не возвращаются в Пензу обратно. Ребята уезжают туда и стараются закрепиться уже там. Некоторые отправляются в Израиль по разным образовательным проектам. Поэтому человеческий ресурс — самый главный вызов, который перед нами стоит. 

— Расскажите об отличительных особенностях национального еврейского костюма, мужского и женского. Какие атрибуты одежды сейчас являются обязательными? 

— В таком контексте, как это воспринимается у других народов, у нас нет такого понятия. Потому что евреи при всей своей консервативности достаточно живо перенимали многие особенности тех народов, среди которых жили.  Особенности, которые ни в коем случае не противоречили религиозным нормам. Это касается кухни, элементов одежды и внешнего вида. При этом при всем также соседство с другими народами и в Азии, и в Европе оказало влияние на разные аспекты, которые не касаются религии, не касаются веры в Бога, не касаются наших незыблемых принципов и основ. 

При этом если мы посмотрим фотографии столетней давности, то увидим, что евреи разных стран больше похожи на те народы, среди которых они жили, чем между собой. Очень сложно их идентифицировать как евреев. Но при этом есть элементы, которые являются неотъемлемой частью внешнего вида еврея. Прежде всего это покрытая голова. Это является некой нормой для еврея, проживающего в любой стране. Покрывают голову либо кипой, либо шляпой или тюрбаном. Также евреи носят четырехугольное полотно, которое имеет кисти по углам, — талит. Это тоже элемент одежды, который уходит корнями в библейский текст, в котором написано, что когда будете надевать одежду с четырьмя углами, то на них нужно повязать кисти, созерцая которые вы будете вспоминать все заповеди. 

Количество этих ниточек в каждой кисти имеет смысл и значение. Если сложить количество узлов и количество нитей, которые есть в четырех кистях, оно составит число 613. Это общее количество заповедей, которые мы имеем из Торы, и таким образом просматривается намек на то, что, созерцая эти кисти, мы вспоминаем обо всех заповедях Всевышнего.

Раньше в такие полотна люди заворачивались и использовали такой элемент внешней одежды. Сейчас мы надеваем талит только во время утренней молитвы. Евреи также постоянно носят малый талит — он намного меньшего размера с вырезом для головы. Обычно его надевают под рубашку. 

У религиозных евреев можно заметить из-под пиджака белые кисточки. Это и есть кисти талита — цицит. 

Что касается женской одежды, то важнейшим критерием здесь является скромность. По традиции женщинам нельзя надевать брюки, потому что это считается элементом мужской одежды. Женщины ходят в платьях, юбках ниже колена, чтобы были прикрыты локти и ключицы. Замужние женщины покрывают голову, как правило, париком или платком. Замужняя женщина не может находиться в общественном месте с непокрытой головой.

— Давайте поговорим о свадебных традициях. Соблюдают ли их сейчас молодые?

— Если создают семью еврей и еврейка, мы не говорим о смешанном браке, то чаще всего люди стараются соблюсти обычаи, это входит в моду. Это интересно. Необычно, это не похоже на обычные свадьбы. Национальная свадьба может стать сама по себе изюминкой. В день свадьбы жених и невеста постятся. Сам свадебный обряд происходит вечером, когда на небе появляются звезды, и таинство происходит под свадебным балдахином. Свадебную церемонию проводит раввин. Кроме жениха и невесты присутствуют родители с обеих сторон, два свидетеля-мужчины. Женщины не могут быть свидетелями по еврейскому закону. Свадебный балдахин здесь символизирует жилище жениха. Когда будущих супругов ведут по очереди к этому балдахину, жених идет туда первый, и он ожидает там невесту, которую мать жениха и мать невесты подводят к нему. Таким образом они вводят ее в дом жениха. Это такой символизм.

Почему это происходит под открытым небом. Это отсылка из Пятикнижия, к Библии, к Торе, когда Всевышний вывел Авраама из шатра и сказал ему: «Посчитай звезды на небе.» Тот сказал: «Я не могу этого сделать, их бесчисленное количество». Тогда Бог спросил: «Можешь ли ты сосчитать песчинки под ногами?» Он ответил точно так же. Тогда ему Всевышний сказал: «Таким же многочисленным станет твой народ. Твои потомки будут такими же многочисленными, как звезды на небе, как песок в пустыне». Для этого знака благословения о потомстве, о том, чтобы наш народ развивался и приумножался, мы проводим этот обряд. Создается ячейка общества, новая семья, в которой появятся дети.

Фото из личного архива Дана Савинова

В конце свадебной церемонии жених разбивает бокал, в котором находилось вино, на которое читались благословения для жениха и невесты. В конце бокал разбивается ногой в память о разрушенном римлянами Иерусалимском храме. С тех пор никакая радость у нашего народа не может быть полноценной, пока храм стоит в руинах, пока не будет отстроен. В некоторых случаях голову жениху посыпают пеплом. Это тоже символизирует момент траура. Свадьба — важнейший этап в жизни человека, но при этом ему голову посыпают пеплом, чтобы напомнить, что радость несовершенна. В нашей общине принято разбивать бокал.

Хотел упомянуть про брачный контракт. Одним это может показаться архаизмом, чем-то непонятным, ненужным, когда мы говорим о высокой любви, другим это, наоборот, кажется правильным. Брачный контракт у евреев имеет тысячелетнюю историю, и рассуждения о том, что он должен содержать, есть в Талмуде. Надо сказать, что он составляется, прежде всего для того, чтобы защитить позицию женщины. Прописываются обязательства мужчины по отношению к женщине, что он обязан ее содержать, кормить, одевать, вплоть до того, что он продаст с себя последние вещи, ради того чтобы его супруга была всем обеспечена. Также приводится сумма, которую жених должен выплатить в случае развода. В случае его смерти наследники должны выплатить ей определенную сумму.

Это все указывается в контракте. Женщина должна знать, где он хранится, и если он утерян, супруги должны обратиться в раввинский суд, чтобы заново составить брачный контракт.

Вот пример того, насколько мудрецы пекутся о статусе женщины, чтобы она была защищена. 

Кольцо евреи не носят. Кольцо носят только женщины. Во время свадебной церемонии оно надевается на указательный палец правой руки. Тем самым она указывает на того, кто становится ее мужем, кому она теперь посвящена. 

— Рав Дан, расскажите, какие образовательные проекты реализуются в общине? 

—  Недавно начался новый учебный год, и запуск различных образовательных проектов стоит на главном месте в нашей повестке. Мы их запустили, но до сих пор происходит набор на некоторые из них.

Речь идет и о детском воскресном клубе JFuture. Мы не называем его воскресной школой, все-таки это другой формат. Здесь дети изучают не только еврейские дисциплины, традицию и историю своего народа, но и то, что называется в английском языке направлениями Steam. Это и наука, и искусство. У нас есть центры, которые пишут эту программу, готовят ее для того, чтобы компилировать изучение еврейских дисциплин с наукой, опытами, игровыми методиками, преподаванием английского языка. Например, в прошлом году мы изучали с детьми иврит. Нашей задачей было познакомить их с алфавитом, научить читать, уметь объяснить базисные потребности, представить себя. Благодаря JFuture дети уже потом могут выбрать какие-то другие программы для изучения языка.

Также у нас есть подростковый клуб AJT. У этого проекта есть куратор. Основной его целью является развитие лидерских качеств у ребят от 13 до 18 лет. Чтобы потом они могли успешно реализовать себя в еврейской общине и проявить себя в учебе, работе.

Для студентов в Пензе есть организация «Гилель», она базируется в здании еврейского общинного центра, и образовательный проект STARS. Здесь ребята проходят обучение, и в конце каждого года они отправляются в поездку. Причем участвуют в ней студенты со всех городов России, которые являются членами этого проекта. Они посещают ту или иную страну Европы, знакомятся с ее особенностями, традициями еврейских общин, с местными достопримечательностями. В этом году такая поездка состоится в Марокко, а весной планируется поездка в Турцию. 

Фото из личного архива Дана Савинова

— Как пережили период пандемии? Какие задачи сейчас ставите перед собой?

— Как и все, мы столкнулись с определенными сложностями, разного рода ограничениями. Мы не могли проводить какие-то более масштабные мероприятия с привлечением большого количества людей. В какой-то момент казалось, что мы можем потерять людей, потому что мы думали, что они привыкнут к новым аспектам в жизни и решат, что можно обходиться и без общины. К счастью, это оказалось не так.  

Надо сказать, что в период пандемии нам тоже пришлось перестраиваться. К каждому еврейскому празднику в течение двух последних лет мы готовили наборы со всеми элементами, традиционными вещами для проведения праздника дома. Их члены общины развозили по домам в около ста еврейских семей.

Мы стали выпекать в общине в больших количествах субботний хлеб, который называется хала; закупили бутылочки с виноградным соком, свечи, книжки с объяснениями, как проводить субботу. Такие наборы можно было забрать в общине, а людям пожилого возраста их доставляли волонтеры. 

Мы старались, чтобы эта работа не превратилась в рутину. В каждый из этих наборов мы старались привнести изюминку, снабдить их художественной книгой, либо еврейской раскраской для детей.

Кстати, праздничные наборы мы продолжаем собирать и сейчас. Потому что в иудаизме мы руководствуемся таким правилом: в добродетели двигаются только вперед. Мы не можем себе позволить отменить те проекты, которые были успешными, которые принесли свет заповеди в еврейские дома. 

В период пандемии мы также проводили дистанционное обучение, литературные чтения с детьми в режиме онлайн. В общем, искали разные способы взаимодействия с общиной в тех условиях, в которые мы попали. 

Фото из личного архива Дана Савинова

— Какие крупные проекты были реализованы за последнее время? 

—  Они связаны с деятельностью общины не напрямую, а касались обеспечения материальной базы. Этим летом капитально отремонтировали крышу нашего здания, произвели ремонт различных подземных коммуникаций. В прошлом году отремонтировали здание изнутри. Ни в коем случае не хочу это преуменьшать на фоне прямой деятельности с людьми. 

Нашему зданию больше 100 лет, оно с 1901 года. Оно постоянно требует ухода за собой. Поэтому много наших сил и средств было направлено на реализацию улучшения состояния общинного центра и прилегающих территорий. Создание комфортных условий, где все работает, где тепло, где не дует, не капает на голову, это тоже очень важно.

—  Поддерживаете ли вы общение с другими народами, проживающими на территории Пензенской области? Какие совместные мероприятия проводили? Чем запомнились эти события?

—  Мы с руководителями других автономий постоянно на связи. В этом году проводились дни национальных культур. Последний прошел недавно, 23 октября, в Лермонтовской библиотеке. Здесь собрались представители татарской, мордовской, армянской, чувашской, таджикской, узбекской и азербайджанской национально-культурных общностей. День еврейской культуры прошел с размахом. Мы подготовили выставку-презентацию блюд национальной кухни. Гости услышали музыкальные композиции на идише и иврите, а также выступление артистов «Театра на обочине» и многонационального оркестра под руководством Семена Гольцмана. Думаю, праздник удался на славу.

— Сентябрь был богат на религиозные праздники. Как их отмечали в общине? 

—  Да, в сентябре они начались и активно продолжаются в октябре. 25 сентября вечером начался еврейский Новый год. 5783 год от сотворения мира. Мы отмечали этот праздник в общинном центре. Нам также помогали актеры «Театра на обочине». Они подготовили программу «Еврейское местечко», песни на нашем родном языке, шутки. Актеры устроили для нас театрализованное чтение отрывков из еврейской классики — Исаака Бабеля, Шолом-Алейхема и других. Религиозный праздник напитали элементами еврейской культуры — кухня, юмор, литература, песни. Это делается для того, чтобы люди соприкоснулись с максимально широким спектром иудаизма в целом. Ведь это не только Тора, религия, но и то, что еврей читает, слушает, поет, то, что еврей ест. Это является важными элементами культуры, это все то, из чего мы состоим.  

Фото из личного архива Дана Савинова

Через десять дней после Нового года наступил Йом-Кипур — день искупления. Мужчины надевают белые одежды и практически весь этот день проводят в синагоге. Мы вспоминаем те времена, когда евреи были в пустыне и Моисей разбил скрижали Завета, так как увидел, что его народ поклоняется золотому тельцу. Тогда он поднялся на гору Синай просить прощения у Всевышнего и отдал людям вторые скрижали. Это ознаменовало прощение евреев за то, что совершили в пустыне грех идолопоклонства. Этот день у нас на века вошел в историю, как день поста. Мы верим, что в Йом-Кипур человеку выносится приговор на год. Этот день мы посвящаем самоанализу, молимся, постимся. 

Через четыре дня после Йом-Кипур наступает праздник Суккот. Он длится 8 дней. В русских книгах можно встретить название Праздник кущей (шалашей). 

Мы его отмечаем в память о том, что наши предки, блуждая по Синайской пустыне, жили в шалашах. Это, как понимаете, непрочное жилище. Людям было тяжело, они рисковали. Несмотря на это они пошли туда с верой во Всевышнего. В этот праздник мы переселяемся в шалаш.

В России для покрытия шалаша используется елка, на юге — пальмовые ветки. Шалаш символизирует шаткость бытия. 

На Суккот мы собирали в общине пожилых людей. Каждую неделю в воскресенье у нас в синагоге проходит лекторий, где люди могут  ознакомиться с сутью каждого праздника, чтобы глубже погрузиться в вопрос. Для детей также в эти дни проводятся мероприятия. Мы с ними играем, знакомим с традициями, дарим подарки.

На Новый год дети слушали трубление в бараний рог — шофар. Это одна из традиций этого праздника. Наша задача — привлекать на праздники людей всех возрастов, чтобы никого не забыть. 

— Поговорим о благотворительности. Кому помогает Пензенская еврейская община? 

— Благотворительные социально направленные проекты стали занимать все больше времени, сил и ресурсов у нашей организации за последние годы. Люди ищут поддержку и моральную, и материальную. Все наши силы были направлены на то, чтобы помочь как можно большему количеству людей. И эта помощь заключается в ряде вещей.

У нас есть списки многодетных семей, людей, имеющих проблемы со здоровьем. Мы стараемся помочь им. Каждый месяц община обеспечивает их продуктовыми наборами. Вся еда кошерная.

Существует также программа помощи для детей, которым нужны лекарства. Если это нужно ребенку, то у нас есть взаимодействие с разными еврейскими фондами, которые помогают в приобретении медицинских препаратов, одежды, школьных принадлежностей.

Такого рода социальные проекты очень развиты. Также мы сотрудничаем с одним бизнесменом из соседнего региона. Он помогает нам с пожилыми людьми. В еврейской общине работает и благотворительная организация. У них на патронаже 40 человек. Приходят домой, убирают, делают закупки, по мере необходимости.

Материал подготовлен при поддержке ФАДН. Источник фото: предоставлено Д.Савиновым

Источник

Пензенская еврейская община

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма

Благотворительный фонд «Гилель-Пенза»

«Гилель» — всемирное студенческое движение, крупнейшая молодёжная еврейская организация в мире, способствующая возрождению еврейской жизни: ознакомлению с историей

Региональная еврейская национально-культурная автономия Пензенской области

ОО «РЕНКАПО»

персоны
Савинов Дан

Раввин города Пензы