Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Что посмотреть на ютьюбе? Цикл просветительских программ «ИзТории»
Делимся всеми выпусками первого сезона и краткой информацией о них
Каждую неделю ведущий программы, израильский философ Ури Гершович, обсуждает фрагмент текста из Торы со своими гостями, российскими искусствоведами, кураторами, художниками и другими деятелями культуры, сопоставляя сюжеты из Священного Писания с историей изобразительного искусства.
«В еврейской традиции существует удивительный, приобретший статус закона обычай: еженедельное публичное чтение фрагментов Торы (Пятикнижия). Эти пять книг разбиты на 52 недельных раздела, и таким образом за год прочитывается весь текст. По завершении этот цикл повторяется вновь. Создатели проекта предлагают найти новое в повторяемом из года в год тексте. Если считать, что сакральный текст вечно актуален, то в новом контексте его слова всегда звучат по-разному», — говорит Ури Гершович.
Режиссером проекта выступает известный кинематографист и продюсер, работающий на стыке независимого кино и современного искусства, Андрей Сильвестров. «Наш проект, по сути, это — диалог, в котором библейский текст и его интерпретация в еврейской традиции соотносится с европейским искусством. При этом это соотнесение может носить как характер сопоставления и дополнения, так и противопоставления. Цель подобного соотнесения не в том, чтобы получить какие-то ответы, а в том, чтобы поставить вопросы, дать импульс к размышлению, возникающему в процессе встречи «далековатых идей» (термин Ломоносова) или их конфликта, диалога различных традиций», — отмечает Андрей Сильвестров.
Первый сезон проекта состоит из 12 программ, посвященных Книге Бытия. Визуальный ряд сезона основан на коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Среди гостей: историк-медиевист Михаил Майзульс, художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов, искусствоведы Анна Познанская, Василий Расторгуев, Марина Лопухова, Борис Клюшников, Мария Тимина, Сергей Хачатуров, арт-критик Владимир Дудченко, кураторы Евгения Киселева, Наталья Гомберг, писатель Александр Снегирев.
Делимся всеми выпусками первого сезона и краткой информацией о них!
Пилотная серия 1. Как подкупить художника
В недельной главе Торы Шофтим («Судьи») сформулирован закон, запрещающий судье брать взятки. Сказано, что взятка ослепляет глаза мудреца. Как это положение связано с искусством? Какой взгляд художника или зрителя следует считать коррумпированным? Можно ли и каким образом избежать «ослепления»? Что заставляет нас предвзято судить о произведении искусства? Насколько правомерно сравнение судьи и художника/эксперта?
Гость выпуска: Дмитрий Гутов — художник, куратор, выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, автор различных образовательных проектов, связанных с историей, теорией и практикой современного искусства. Участник Венецианской (1995, 2013) и многих других биеннале, а также десятков персональных и более сотни групповых выставок, в том числе в первых российских галереях — в Трехпрудном переулке, «Риджине», галерее Марата Гельмана и других.
Пилотная серия 2. Женщина и война
В недельной главе Ки теце («Когда выйдешь [на войну]») зафиксирован закон о том, как следует поступать с женщиной, взятой в плен во время войны. Тора описывает процедуру, которая должна предшествовать женитьбе на плененной красавице. Что толкает мужчину пленить женщину? Мотив пленения красавицы мы встречаем и в греческой мифологии — в рассказе о похищении Европы Зевс принимает облик быка. Есть ли что-то общее между интерпретацией мифа в живописных работах и интерпретацией закона о пленении красавицы хасидскими авторами? Какова роль женщины в Писании и в греческой мифологии?
Гость выпуска: Екатерина Кочеткова — историк искусства, кандидат искусствоведения, заведующая отделом образовательно-просветительских проектов и главный специалист по образовательным проектам ГМИИ им. Пушкина. Основные научные специализации — искусство XX и XXI веков и искусство эпохи Ренессанса.
Первая серия. Адам, Ева и пол человека
В недельной главе Берешит («В начале») можно найти множество важнейших для человечества мифологем. Одна из них — сотворение женщины. Из чего была создана женщина с точки зрения мудрецов Талмуда — из ребра, из лика или из… хвоста? В чем смысл сотворения женщины из плоти мужчины? А может быть, человек изначально был создан андрогином и затем разделен надвое? Как изображалось сотворение женщины в Средние века и какие мотивы подчеркивались христианскими художниками? Чем отличается восприятие истории сотворения женщины и первородного греха в иудейской и христианской традиции? Вступали ли в сексуальные отношения Адам и Ева до грехопадения? В какой ипостаси выступал змей — в мужской или женской?
Гость выпуска: Михаил Майзульс — историк-медиевист, переводчик с французского, выпускник РГГУ и Высшей школы социальных исследований (Париж), лауреат премии «Просветитель», сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Сфера научных интересов: средневековая иконография и социальная история изображений; религиозное и политическое иконоборчество; визионерские тексты и практики; христианская демонология.
Вторая серия. Вавилонская башня — диагноз или пророчество?
Какие смыслы скрывает рассказ Писания о Вавилонской башне в разделе Ноах? Чем провинились строители? Что за единый язык, позволивший начать это строительство? Эти и другие вопросы на протяжении веков задавали многие интерпретаторы, мыслители, художники. Какова аллегорическая интерпретация этого рассказа у Филона Александрийского и в чем ее отличие от аллегорий в живописи? Как связано строительство башни с идолопоклонством? Как изобретение кирпича может быть символом катастрофы технологического прогресса? Как картина Питера Брейгеля Старшего повлияла на развитие мотива Вавилонской башни в искусстве нового времени? Роль Нимрода и грех коллективизма: рабби Шимшон-Рафаэль Гирш и Карл Маркс. Вавилонская башня как парадигма возобновляемого вновь и вновь проекта достижения Небес и воцарения человека.
Гость выпуска: Дмитрий Гутов — художник, куратор, выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, автор различных образовательных проектов, связанных с историей, теорией и практикой современного искусства. Участник Венецианской (1995, 2013) и многих других биеннале, а также десятков персональных и более сотни групповых выставок, в том числе в первых российских галереях — в Трехпрудном переулке, «Риджине», галерее Марата Гельмана и других.
Третья серия. Уехать — эскапизм или поиск предназначения?
Недельная глава Лех леха («Иди себе», возможный перевод: «Иди к себе») начинается с того, что Бог приказывает Авраму оставить все, что его окружает, — родину, близких, отцовский дом — и отправиться в неизвестность, цель Бог укажет позднее. Из Писания неясно, почему Бог обращается к Авраму. Что это за приказ? Что за ним стоит? Какого рода внутреннее переживание? Эскапизм или подвижничество? Осознание своей миссии или смутное ощущение избранности? Сомнения или зрелая вера? Речь идет о зове свыше или о поиске себя? Можно ли провести параллель между радикальным разрывом Аврама со своим окружением и попытками художников Нового времени выйти за пределы европейской культуры? Что двигало, к примеру, Полем Гогеном, когда он отправился на Таити? Как отразился в его работах мотив ухода, разрыва, обновления? Что общего между уходом Гогена и Аврама и в чем их различие?
Гость выпуска: Анна Познанская — искусствовед, кандидат наук, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX столетий, куратор выставок в ГМИИ, преподаватель Государственного гуманитарного университета.
Четвертая серия. Спасение через грех
Недельная глава Вайера («И явился») содержит рассказ о том, как дочери Лота напоили отца, склонили его к соитию и забеременели от него. Как этот предосудительный сюжет изображался в европейской живописи? Что двигало художниками, которые брались запечатлеть эту явно вызывающую сцену? Отражалась ли в их картинах та или иная комментаторская традиция? Как интерпретировали этот эпизод мудрецы Талмуда? Находили ли они оправдание действиям дочерей и поведению самого Лота? Парадоксальным образом прабабка царя Давида Рут (Руфь) принадлежала к народу, произошедшему от одной из дочерей Лота. Почему происхождение царского рода связано с инцестом? В чем глубинный смысл ущербности царя Израиля?
Гость выпуска: Василий Расторгуев — искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С.Пушкина, хранитель фонда скульптуры.
Пятая серия. Заочная любовь?
В недельной главе Хаей Сара («И было лет жизни Сары…») рассказывается о том, как Элиэзер, раб Аврама, отправляется за невестой Ицхаку. Что обеспечивает успех миссии Элиэзера? Божественное провидение или заочная взаимная любовь невесты и жениха, их предчувствие предназначения друг другу? Почему Ривка падает с верблюда при виде Ицхака? Как интерпретируют это падение мудрецы Талмуда? Возможна ли заочная романтическая любовь и как она возникает? Как отражен мотив любви-предназначения в модернизме и, в частности, в произведениях Марка Шагала? Не является ли встреча зрителя с произведением искусства в эпоху модерна и постмодерна созвучной заочной предопределенной любви? Готов ли зритель «упасть с верблюда» при виде произведения искусства?
Гость выпуска: Владимир Дудченко — независимый арт-критик, коллекционер, галерист, писатель, режиссер.
Шестая серия. Диктат зрения
В недельном разделе Толдот («Родословие») мы читаем о том, как слабо видящий Ицхак благословляет своего сына Яакова вместо первенца Эсава. Притупившееся зрение заставляет Ицхака ощупывать сына, пользоваться обонянием. Слабое зрение играет на руку Провидению: Яаков обманом получает благословение, но именно он и есть истинный наследник Ицхака. Зачастую слепцы видят то, чего не видят зрячие. Что значит узреть невидимое и как это сделать? Как укрепилась тоталитарность зрения в европейской культуре и искусстве? Когда в истории искусства возникло направление, отвергающее диктат зрения? Какие чувства пытаются задействовать в своих произведениях современные художники этого направления? Что такое «осязательный взгляд» и «незрительное восприятие»? Каким образом эта проблематика отражена в выставке «Котел алхимика» ГМИИ им. А.С.Пушкина?
Гость выпуска: Евгения Киселева — исследователь, куратор, заведующая Отделом междисциплинарных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, доцент кафедры кино и современного искусства РГГУ, преподаватель департамента медиа ВШЭ, кандидат культурологии, тифлокомментатор.
Седьмая серия. Сила и разрушение царств
В недельном разделе Вайеце («И вышел») содержится описание удивительного сна Яакова, в котором он видит лестницу с нисходящими и восходящими по ней ангелами. Еврейские и христианские толкователи многократно интерпретировали этот сон. Где он ему приснился, и как это место связано с понятием идеального города? Что такое ведута? Почему лестница в христианской традиции становится Девой? Почему Храмовая гора оказалась сдвинутой, и где теперь находится центр мира? Как мессианские чаяния еврейских и христианских комментаторов отразились в толкованиях сна Яакова? Как связана написанная в середине XVI века картина Париса Бордоне «Явление Сивиллы императору Августу» с лестницей Яакова?
Гость выпуска: Марина Лопухова — кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, специалист по искусству эпохи Возрождения.
Восьмая серия. Борьба или объятия?
В главе Ваишлах («И послал») рассказывается о том, как Яаков, переправившись через реку Ябок, борется с кем-то, кто не называет своего имени. Кто это был: ангел, Бог, человек? Как интерпретировали этот эпизод еврейские и христианские комментаторы? Почему в результате этой борьбы Яаков получает имя Исраэль, и каково значение этого имени? Как изображалась эта борьба в европейской живописи? Можно ли говорить здесь о богоборчестве, и угодно ли оно Богу? Были ли русские художники-авангардисты богоборцами? Родченко и Малевич: борьба с отцом vs борьба с братом.
Гость выпуска: Мария Тимина — искусствовед, окончила исторический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова по специальности «история и теория искусства», в 2016–2020 годах лектор-искусствовед, с 2021 года старший научный сотрудник в ГМИИ имени А.С.Пушкина.