Цдака спасет от смерти. Особенности еврейских похорон

Еврейские похороны — богатая тема

Похороны в местечке Восточной Европы
Похороны в местечке Восточной Европы. Фотография, 1911 год.
Фото: Музей истории евреев в России
Детали еврейского похоронного обряда остаются одной из тех тем, которые не принято обсуждать за чашкой чая в приличных домах.

«Cколько стоит на земле Касриловка, никто не упомнит таких похорон, как похороны кантора реб Мейлаха», — смакует Шолом-Алейхем в рассказе «Можно только позавидовать». 

Ему вторит Исаак Бабель в «Одесских рассказах»: «О похоронах этих спросите у кладбищенских нищих. <…> Таких похорон Одесса еще не видала, а мир не увидит».  

Описания еврейских похорон можно найти и в документальных источниках, устных и письменных, еврейских и не еврейских.

Но при всем многообразии информации детали еврейского похоронного обряда остаются одной из тех тем, которые не принято обсуждать за чашкой чая в приличных домах. К сожалению, часто современные евреи сталкиваются с суровой похоронной реальностью только тогда, когда им приходится принимать решения о погребении своих близких. В этом состоянии трудно вникнуть в символику разных элементов обряда, который формировались на протяжении многих веков.

С точки зрения культурной антропологии, похороны — это один из обрядов перехода и часть жизненного цикла. В Торе и Танахе не только смерти, но и похоронам героев еврейской истории уделяется особое внимание. Первый раз вопрос о погребении встает после смерти Сарры. Тогда Авраам покупает пещеру Махпела, которая со временем становится родовой гробницей патриархов. Сейчас это место паломничества для представителей всех авраамических религий.

Шабтай Зак. Йорцайт (декоративное панно) с указанием годовщин смерти членов семейства Мордехая Гольдштейна. Галиция, 1933 год. Изображены пещера Махпела, могила Рахели и могила Давида.
Источник: Музей истории евреев в России

Понятно, что хоть Сарра и считается первой еврейкой, другие персонажи Торы умирали и до нее. Первенство в этой категории принадлежит Авелю, убитому своим братом Каином. Именно с этим происшествием связана еврейская легенда о появлении обычая погребения в земле. Мидраш середины IX века рассказывает, что после убийства тело Авеля осталось лежать в поле, где его обнаружили Адам и Ева. Убитые горем, они плакали и не знали, как сохранить тело сына от зверей и птиц. В это время ворон собирался закопать тело своего умершего собрата и решил: «Научу я человека, что ему делать». Адам и Ева посмотрели на ворона и тоже предали тело Авеля земле.

Можно ли считать это первыми похоронами? Не совсем. Антропологи различают погребальное поведение, на которое действительно способны даже некоторые животные, и погребальный обряд, который имеет свое символическое значение в каждой традиции. Несмотря на то что технически Адам и Ева хоронят Авеля в земле, ими двигали практические соображения, а не потребность совершить обряд перехода. Авель не мог ни «приобщиться к народу своему» (как это принято называть в еврейской традиции), ни совершить переход из мира живых в мир мертвых (как это принято называть в культурной антропологии). Причина простая: согласно сюжету, до него еще никто не умирал. В случае с похоронами Сарры Авраам тоже начинает новую традицию еврейских похорон. Он создает своего рода семейный мир мертвых в пещере Махпела, где будет покоиться он сам и его потомки. Но все же евреи больше не хоронят в пещерах. Еврейский похоронный обряд со временем менялся под влиянием множества факторов: в силу внутреннего развития иудаизма, законов и традиций соседствующих народов и чисто практических соображений, важных для разных регионов диаспоры.

Тем не менее всегда сохранялись основополагающие моменты, которые на практике отражают отношение к умершим в иудаизме. Еще со времен Иерусалимского Храма, когда подобные законы были более актуальны, мертвое тело считалось источником ритуальной нечистоты. В то же время погребение любого усопшего является важнейшей и бескорыстнейшей заповедью, ради которой разрешается при необходимости  нарушить религиозные запреты. Все эти унаследованные за многотысячную историю иудаизма противоречия соединились в обряд, торжественностью которого восхищались Бабель и Шолом-Алейхем. Еврейские похороны этого периода так хорошо описаны еще и потому, что как публичное мероприятие в небольшом местечке они привлекали много внимания сами по себе, независимо от личности покойного.

Ритуальная расческа погребального братства Хевра Кадиша, Галиция, вторая половина XIX века. Выгравирована надпись: «Дар Фейги Сегал в память о муже Иосифе, сыне Ицхака Сегала» (иврит).
Источник: Музей истории евреев в России

Организацией похорон в еврейской общине занимается Хевра Кадиша — погребальное, дословно «святое», братство, одно из ответвлений всеобъемлющей еврейской благотворительности. Как следует из названия, Хевра Кадиша пользовалась особым уважением. Финансировалось это общество за счет пожертвований, в том числе тех, которые было принято собирать прямо во время движения похоронной процессии, выкрикивая лозунг «Цдака спасет от смерти».

Иссахар Бер Рыбак. Гравюра XXVIII «Похороны» из альбома «Штетл» («Местечко»). Германия, Берлин, изд-во «Швелн», типогр. Dr. Selle & Co. A.G., 1923. Крайний справа персонаж держит кружку для сбора пожертвований.
Источник: Музей истории евреев в России

Членами погребального братства обычно становились религиозные мужчины и женщины старшего возраста. От их слаженной работы зависело главное правило еврейских похорон: не откладывать погребение. Быстрые похороны считаются в иудаизме знаком уважения к покойному. Оставлять тело не похороненным больше одного дня можно только в случае наступления Шаббата. Кроме святости субботы в этом много практического смысла, ведь почти вся работа, которой занимается погребальное братство, — шитье савана, перенос тела и т.д. — запрещена в Шаббат. Стремление хоронить своих умерших как можно быстрее не раз приводило еврейскую общину в противоречие с государственными санитарными нормами многих стран. Например, в современной России хоронить в тот же день нельзя.

Носилки погребальные. Дерево, резьба. Австро-Венгрия, Трансильвания, Гроссвардейн, 1914 год. Вырезана надпись: «В память о Шимшоне Эйдельсе и его супруги Хае».
Источник: Музей истории евреев в России

Еще одно требование, которое сложно реализовать в диаспоре, это погребение без гроба. Как это? В фильме «Быстрее, чем кролики» герои «Квартета И» разгадывают кроссворд и приходят к абсурдному выводу, что «евреи хоронят в сауне». На самом деле, конечно, не в сауне, а в саване, который называется тахрихим. В некоторых общинах им принято было запасаться при жизни, в других его день в день изготовляли члены Хевры Кадиши. Религиозных мужчин принято хоронить вместе с их талесом — молитвенным покрывалом.

Евреи хоронят в «сауне». Кадр из фильма «Быстрее, чем кролики».
Источник: «Стрела»

Видео, из которого взят кадр выше, можно посмотреть по ссылке, начиная с 3:48. Обратите внимание, что кроме собственно сауны, еврейские похороны показаны очень реалистично.

В иудаизме не принято оставлять покойного на виду для прощания (о достаточно экстремальных исключениях из этого и других правил мы решили написать отдельную колонку). Поверх тахрихима покойного клали черное покрывало, которое приносило с собой погребальное братство. Конечно, нормы, принятые у окружающего населения, размывали религиозные запреты. Например, в советское время ради сохранения приличий вполне могли поверх традиционного савана надеть на покойного парадный костюм. С учетом современных представлений о достойном погребении и санитарных норм еврейские похороны в саване в странах диаспоры стали примерно такой же редкостью, как в сауне.

Для доставки тела на кладбище в местечке использовали специальные носилки или карету, которые принадлежали Хевре Кадише, как и покрывало. Иногда исключительно для транспортировки использовался даже специальный многоразовый гроб. Традиция диктует, что тело в саване должно беспрепятственно соприкасаться с землей. В советское время для соблюдения этой нормы из гроба незаметно могли выбивать одну доску. Сейчас того же добиваются, используя максимально простые деревянные гробы с просверленными отверстиями.

Елена Кабищер-Якерсон. «Похороны в местечке». Белорусская ССР, Витебск, 1925 год. На картине изображены похороны отца художницы в местечке в Витебской области, обратите внимание на метод транcпортировки тела — телега и черное покрывало.
Источник: Музей истории евреев в России

Отсутствие гроба как контейнера усложняет захоронение различных предметов вместе с покойным, а ведь такая практика объединяет почти все человеческие культуры, начиная с неандертальцев. Строго говоря, именно поэтому иудаизм не одобряет ее — это что-то древнее, языческое. Тем не менее у евреев возникли свои представления о том, какие предметы могут быть захоронены вместе с умершим или даже обязательно должны сопровождать его. Как уже говорилось, это, например, талес — личное молитвенное покрывало покойного. В хасидской традиции таким личным предметом также могли быть курительные трубки, огнива или монеты, благословленные цадиком. С начала ХХ века трости, очки и вставные зубы тоже стали восприниматься как неотъемлемая часть умершего.

Мешочек для земли Масличной горы в Иерусалиме, издание совета колледжа «Колель хабад». Хлопчатобумажная ткань, высокая печать. После 1923 года.
Источник: Музей истории евреев в России

Также в могилу клали предметы, которые были не личной собственностью покойного, а частью погребального обряда. Это могли быть специальные мешочки с «землей Израиля» или «землей с гробницы Рахели». Такие мешочки были популярным сувениром, впрочем, подлинность их содержимого определить затруднительно.

До сих пор существует обычай класть на глаза покойного черепки — осколки посуды. Это делается для того, чтобы подчеркнуть, что покойный больше ничего не видит, не желает и никому не завидует, то есть больше не обладает типичными качествами живого человека. Но это, как ни странно, временно! В традиции евреев-ашкеназов принято называть детей в честь умерших родственников. Считается, что как только имя покойного получает такое продолжение, черепки спадают с его глаз, и он прозревает. Покойным также часто клали в руки небольшие палочки, которые были призваны помогать им передвигаться на том свете, пока они вынуждены делать это вслепую.

Это важно, ведь путь неблизкий: согласно традиции, где бы еврей ни был похоронен, он должен своим ходом прибыть в Иерусалим к моменту воскрешения из мертвых и прихода Машиаха. Поэтому до сих пор так престижно быть похороненным в центре грядущих событий — на Масличной горе. Но если такой возможности нет, любое еврейское кладбище вполне подойдет. Интересно, что места на традиционных кладбищах были строго разделены: мужчины отдельно, женщины отдельно, дети и коэны — в особых рядах. Но это теоретически, а на практике территория, которую власти выделяли под еврейское кладбище, часто было настолько мала, что хоронить приходилось просто там, где оставалось место.

В. Грабовский. «Еврейское кладбище». Вырезка из газеты, конец XIX века.
Источник: Музей истории евреев в России

Вся похоронная процессия, конечно, сопровождается чтением псалмов и молитв, самые известные из которых — это «Эль моле рахамим» и Кадиш. Первое чтение Кадиша на кладбище проводит символическую границу между погребальным и поминальным обрядом, в котором эта молитва занимает центральное место. 

Поминовение умерших — это все обряды, призванные помочь пережить горе, но при этом сохранить память о человеке после его смерти. В романе «Полная иллюминация» современный еврейский писатель Джонатан Сафран Фоер называл память шестым чувством евреев. Так он подчеркнул, что память, в том числе об умерших, — основополагающее понятие в еврейской культуре.