Еврей в истории. Дама Алисия Маркова

Прима-балерина Великобритании

«Жизнь балерины может быть блестящей. Но от этого она не становится легче».

Алисия Маркова танцевала у величайших балетмейстеров — Сергея Дягилева, Джорджа Баланчина, Фредерика Эштона, Энтони Тюдора. Героиня сегодняшней рубрики «Еврей в истории» вместе со своим многолетним партнером Антоном Долиным фактически создала балет в Великобритании. При этом ходить именно на постановки англичане стали только после ухода балерины из труппы, до этого они ходили на Маркову. Она взошла на сцену подростком и покинула ее уже после пятидесяти. Хрупкая и миниатюрная Маркова первой из женщин стала делать двойные повороты во время прыжка, она была неподражаемой и нежной в своей коронной партии Жизели, и зритель не мог поверить ее преображению в страстную дикарку Земфиру в «Алеко». Танец был ее жизнью, она никогда не вышла замуж, у нее не было детей, она преподавала практически до конца жизни и с легкостью показывала сложнейшие элементы своим ученикам, годившимся ей в правнуки.

Лилиан Алисия Маркс родилась 1 декабря 1910 года в столице Великобритании, ее отец был евреем, а мать приняла иудаизм, чтобы выйти за него замуж. Младшая дочь пары, Лилиан, была слабым, болезненным ребенком, заниматься балетом ее отдали по совету врача, и девочка неожиданно раскрылась в танце. В 9 лет она побывала на выступлении Анны Павловой, а после мать умудрилась организовать ей аудиенцию всемирно известной балерины. Та, увидев в маленькой Лилиан потенциал, даже дала ей несколько частных уроков. Но открыл для мира девочку Дягилев, в 14 лет она стала «бэби-балериной» в его «Балле Рюсс», уехала в Париж и, как и все танцоры знаменитого балетмейстера, получила русские имя и фамилию — Алисия Маркова. Там же она встретила другого переименованного англичанина — Антона Долина, с которым протанцевала большую часть жизни. В 1929 году после смерти Дягилева балерина вернулась в Лондон, где поначалу была вынуждена репетировать дома. Но уже в 1932-м она стала звездой «», королевой «Шопенианы», «Лебединого озера», «Щелкунчика». В середине 1930-х вместе с Долиным она создала собственный театр, затем была работа в Америке, гастроли по всему миру и возвращение в Англию. 

После ухода со сцены Маркова руководила балетом Метрополитен-оперы и учила двигаться оперных певцов, преподавала в университете, выпустила две книги мемуаров и обучала молодых танцоров. Алисия Маркова умерла в 2004 году на следующий день после своего 94-го дня рождения. Она навсегда вошла в историю балета: Игорь Стравинский учил ее танцевать под свою музыку, Анри Матисс создал дизайн леотарда — купальника, который она надела на выступление первой из женщин-балерин, королева Великобритании пожаловала ей титул Дамы. О трудоспособности Марковой до сих пор ходят легенды — в неделю она снашивала по две пары пуантов. Ее единственной маленькой слабостью был шоколад — она позволяла себе съесть плитку после выступления.