День в истории. Основание Американской академии киноискусств

Как Луис Майер стал создателем самой успешной киностудии Голливуда и «отцом» «Оскара»

Сегодня в рубрике «День в истории» не человек, а легендарная Американская академия киноискусств. Ежегодно путем тайного голосования академики распределяют самые вожделенные премии киноиндустрии.

Если каннской «Пальмовой ветвью» и берлинским «Золотым медведем» зачастую награждают кино «не для всех», то «Оскар» — универсальный знак качества. Создание академии и премии были одними из многих гениальных решений Луиса Майера. Продюсер, вице-президент студии Metro-Goldwin-Meyer, самый высокооплачиваемый американский наемный служащий своего времени, Майер фактически создал классический Голливуд. Он научился делать из своих актеров звезд, придумал хеппи-энд, лично контролировал создание таких шедевров, как «Бен Гур», «Унесенные ветром», «Волшебник страны Оз». 

«Если я буду вручать им кубки и награды, они будут готовы на все, чтобы создавать то, что я хочу».

11 мая 1927 года на торжественном банкете в гостинице «Амбассадор» Майер объявил, что 36 собравшихся влиятельных представителей киноиндустрии отныне станут членами Американской академии киноискусств. Так гениальный бизнесмен придумал красивый инструмент для урегулирования споров между киностудиями и входящими в силу профсоюзами. Премия появилась лишь два года спустя, а свое имя статуэтка в виде рыцаря с мечом, стоящего на мотке кинопленки с отнюдь не случайными пятью спицами (они символизировали пять гильдий академии: актеров, режиссеров, продюсеров, кинотехников и сценаристов) получила лишь в 1934 году.

Но для Майера академия была лишь инструментом, его главное детище — это студия. Сын бедных еврейских иммигрантов из Белоруссии, он не получил специального образования, еще во время учебы в школе он начал помогать отцу заниматься сборкой металлолома и переработкой отходов. Фантастическая деловая хватка, удача и трудолюбие помогли ему сначала создать сеть кинотеатров, потом стать прокатчиком, а затем руководить студией с немыслимым количеством звезд. Кларк Гейбл, Грета Гарбо, Джуди Гарленд, Джоан Кроуфорд, Фред Астер, Кэтрин Хэпберн — любили, ненавидели и беспрекословно слушались Луиса Майера. 

Увы, Майер увидел упадок своего творения, MGM не удалось вписаться в эру телевидения, а сам легендарный воротила киноиндустрии был отстранен от власти и вынужден выйти на пенсию. Академия киноискусств в долгосрочной перспективе оказалась более жизнеспособной. Несмотря ни на что, «Оскар» остается главным событием мира кинематографа уже почти на протяжении века.