«Дибук-фест» представил театральные эскизы к пьесе «Дибук, или Меж двух миров»

22 мая в заключение фестиваля «Дибук-фест-2024», проходившего в Петербурге этой весной, на сцене Малого театра кукол были представлены три эскиза спектаклей «Дибук-вариации» в постановке Чакчи Фросноккерса (художественный руководитель МТК), Арины Поляковой и Константина Учителя.

Проект «Дибук-фест» стал победителем Четвертого конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса.

Пьеса С. А. Ан-ского «Дибук» (первоначальное название «Меж двух миров») известна в театральном мире благодаря особому месту в истории и русского, и израильского театра. Пьеса, написанная на русском, привлекла внимание Станиславского, но в результате была с огромным успехом поставлена на древнееврейском языке в «Библейской студии» МХТ (впоследствии — театр «Габима») Вахтанговым. Этот спектакль стал классикой мирового театра. А оригинал пьесы был утрачен и найден лишь в начале XXI века.

Для широкой публики, далекой от изучения русской истории или еврейской
этнографии, Семен Акимович Ан-ский (настоящее имя — Шлойме-Занвл Раппопорт;
1863–1920) остается автором одного произведения — пьесы «Дибук».

Однако значение Ан-ского гораздо шире: он был участником русского революционного
движения, видным общественным деятелем, журналистом, редактором, переводчиком,
плодовитым прозаиком и поэтом, писавшим на русском и на идише и, самое главное,
«отцом-основателем» еврейской фольклористики и этнографии. В 1912–1914 гг. Ан-ский
организовал знаменитые еврейские фольклорно-этнографические экспедиции в местечки в
«черте оседлости». Важнейшим результатом экспедиций стали пьеса «Дибук», а также
этнографическая и краеведческая программы.