Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Живопись и графика из собрания Красноярского художественного музея.
Представитель первого ряда авангардного искусства двадцатых годов Давид Петрович Штеренберг родился 7 (14) июля 1881 года в семье простого служащего в Житомире. В 1905 году, еще подростком, он принимал активное участие в самообороне Житомира во время трехдневных погромов, после чего был вынужден покинуть Российскую империю. С 1906 года переехал в Париж, где прожил следующие 11 лет. Там и сформировался как художник.
В 1912 году жил и работал в знаменитом «Улье» — международной коммуне художников-новаторов, где общался с Модильяни, Сутиным, Шагалом, Кислингом. Знал Пикассо и Брака. Выставлялся вместе с Матиссом, Утрилло, Озанфаном на Весеннем и Осеннем салонах, в Салоне независимых.
Именно в Париже в 1914-м состоялось его знакомство с Луначарским, который после большевистского переворота 1917-го занял пост наркома просвещения. Тогда же он предлагает Штеренбергу, как «решительному модернисту и честнейшему человеку», новое назначение. Художник становится правительственным комиссаром по делам искусств.
В 1925—1932 годах Штеренберг — основатель и руководитель Общества станковистов (ОСТ). Преподавал во ВХУТЕМАСе — среди его учеников такие известные российские живописцы, как Дейнека, Пименов, Лабас, Вильямс, Гончаров и другие.
В 1928—1931 годах Штеренберг занимался оформлением книг, иллюстрировал издания Гюго, Мериме, Киплинга, Маяковского, Мариенгофа, Бабеля, Эренбурга. Делал детские книжки собственного сочинения: «Мои игрушки», «Посуда», «Узоры», «Цветы», «Чай».
Опережая развитие новых стилей, художник разработал собственную теорию минимализма в натюрморте, в которой гармонично сочетались элементы примитивизма и кубизма. Размышляя о его творческой уникальности, известный критик Яков Тугендхольд писал: «Помимо … чисто вкусового сладострастия цвета Штеренбергу свойственен и чисто рационалистический, своего рода объективный подход к вещи. С помощью своей разной фактуры он хочет внушить нам ощущение материальности и структуры изображенных им вещей — дерева, мрамора, скатертей, фруктов, мяса. Равным образом для того, чтобы показать «объективную» форму предметов, он ломает иллюзорную перспективу и показывает их как бы с двух точек зрения. В этом стремлении к объективности парижанин Штеренберг, наш изощренный современник, соприкасается с наивным «примитивом» далекого прошлого».
Красноярский край, г. Красноярск, пл. Мира, д. 1
Музейный центр «Площадь Мира»
перейти на сайтНажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг