Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Евреи на «Титанике»
«Титаник» утонул 110 лет назад, но продолжает уносить жизни людей. Вспоминаем истории евреев со знаменитого на весь мир лайнера
Крушение лайнера «Титаник» произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года из-за столкновения с айсбергом в ледяных водах Северной Атлантики. Его остов лежит на глубине 3800 метров, примерно в 600 км от побережья Канады.
Одна из самых ужасных морских катастроф унесла жизни около 1500 человек.
Историю «Титаника» и находившихся на его борту евреев уже много лет изучает израильский педагог Эли Московиц, основными источниками для которого послужила еврейская пресса того времени и воспоминания очевидцев.
Точное число евреев, находившихся на борту «Титаника», неизвестно. По мнению Московица, речь идет о нескольких сотнях человек. Лишь немногие, самые состоятельные из них плыли первым классом, тогда как основная масса пассажиров-евреев смогла приобрести билеты лишь в каюты третьего класса.
Среди еврейских пассажиров «Титаника» преобладали выходцы из Восточной Европы, которые эмигрировали в Соединенные Штаты в поисках лучшей жизни. Всего за период 1880–1920 годов из России, Австро-Венгрии и Румынии в Новый Свет перебралось более 2 млн евреев. Многие восточноевропейские раввины в то время высказывались против эмиграции, полагая, что в Америке евреи отойдут от традиционного образа жизни и ассимилируются. Трагедию «Титаника» богобоязненные евреи восприняли как предупреждение свыше.
Хотя и есть списки, идентифицирующие пассажиров-евреев по именам, Московиц предполагает, что их могло быть больше, поскольку некоторые евреи изменили свои имена и зарегистрировались по поддельным удостоверениям личности перед посадкой на корабль.
Общий язык, культура и религия создали на корабле сплоченную общину. Они вместе обедали и молились, жили в соседних каютах. По словам Московица и историка и писателя Чарльза Хааса, артефакты с «Олимпии», корабля-побратима «Титаника», доказывали, что для евреев «Титаника» существовало отдельное кошерное меню и посуда. На обоих кораблях была одинаковая посуда, а некоторые сохранившиеся артефакты представляли собой посуду с надписями «мясо» и «молоко». Текст, написанный в нижней части стандартного меню, также предлагал отдельные кошерные позиции.
Записи HIAS (Еврейское общество помощи иммигрантам) показывают, что только 27 евреям удалось выжить.
Среди выживших была американская журналистка еврейского происхождения Эдит Розенбаум. С собой она везла 19 чемоданов с одеждой и игрушечного поросенка. Она вспоминала:
«У меня была музыкальная игрушка, свинка, талисман от моей матери. Свинья — это символ удачи во Франции. Только что избежав смертельной автомобильной катастрофы, моя мать велела мне держать этот талисман всегда при себе».
А в 1970 году в одном из интервью Розенбаум так рассказывала о тех печальных событиях:
«Я отказывалась покидать тонущее судно, но ко мне подошел один моряк и сказал: «Вы говорите, что не хотите спастись, тогда я спасу вашего ребенка». С этими словами он схватил мою игрушечную свинью и бросил ее в шлюпку».
Эдит Розенбаум вместе с другими спасшимися пассажирами пришлось провести в шлюпке около семи часов, и почти все это время игрушка проигрывала мелодию, отвлекая детей и взрослых от их тяжелых мыслей. В 2013 году специалисты восстановили мелодию свинки, собрав цифровую модель зубчатого колеса, чтобы позволило проиграть музыку. Выяснилось, что мотив назывался «La Sorella» («Сестра»), а принадлежит он французскому композитору песен Шарлю Борелю-Клерку. Послушать мелодию можно здесь.
Еще один примечательный пассажир «Титаника» — гражданин Великобритании, немецкий еврей Адольф Заальфельд. Будучи главой аптечно-косметической фирмы Sparks, White and Co. Ltd., Заальфельд вез в Америку коллекцию концентрированных парфюмерных масел, планируя открыть там соответствующее производство. На «Титанике» Адольф плыл первым классом. Корабль произвел на него большое впечатление своей красотой и масштабностью, о чем он писал в письме своей жене. Судьба была благосклонна к Заальфельду: он спасся и 18 апреля сошел на американский берег. В момент одного из последних погружений к легендарному лайнеру в 2000-х годах коллекция масел Адольфа Заальфельда была найдена в целости и сохранности. Спустя сто лет после трагедии, в 2012 году, был воссоздан женский аромат из этой коллекции. Он получил название Legacy 1912 Titanic.
Самым богатым евреем на корабле был американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм, родной брат основателя Музея современного искусства в Нью-Йорке Соломона Гуггенхайма. По сообщениям, Гуггенхайму предложили спасательный круг и возможность спастись вместе с женщинами, но он отказался, сказав: «Ни одна женщина не погибнет из-за моей трусости». Его тело так и не нашли.
Исидор и Ида Штраусы, владельцы универмага Macy’s, также погибли в ту ночь. Хотя политика «женщины вперед» могла спасти Иду Штраус, она отказалась бросить мужа. Историю Исидора Штрауса мы рассказывали здесь:
На его могиле в Бронксе установлен кенотаф для его супруги Иды. На памятнике написано:
«Даже глубокие воды не могут ни погасить любовь, ни утопить».
Трагедия «Титаника» породила ряд проблем, связанных с еврейским религиозным правом. Так, одна из пассажирок, Цвия Майзнер, спаслась, а ее муж Шимон утонул, и его тело не было найдено. Согласно галахическому закону, женщины в подобных случаях часто получают статус агуны (буквально — «связанная») и не могут снова выйти замуж. Однако Цвие раввины дали разрешение вступить в новый брак.
Еврейская община рассматривала крушение «Титаника» как коллективную и личную трагедию. Идишский лирик Соломон Смол написал оригинальную песню в честь погибших на «Титанике» под названием «Der Nasser kever», или «Водяная могила». Лирика заканчивалась строфой в честь Иды Штраус:
«Но послушайте эту женскую душу — я не сдвинусь с места, я умру здесь со своим мужем».
Кантор Йоселе Розенблат записал песню «Кель Мале Рахамим» в посвящение умершим на «Титанике».