Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
«Евреи-новобранцы глядят весело, словом, молодцы!»
Первую еврейскую общину Челябинска создали кантонисты
Наш сегодняшний разговор — с Евгением Добиным об истории Челябинской общины, ее жизни сегодня и о том, откуда евреи взялись в Челябинске. Евгений возглавляет Челябинскую общину прогрессивного иудаизма «Хава-Нагила» с 1992 года, практически с момента ее создания.
«Массовое появление евреев на Урале связано с указом 1827 года императора Николая I о введении воинской повинности для евреев. Помимо обычных призывников, из евреев стали набирать и кантонистов — несовершеннолетних сыновей солдат-евреев, с рождения числившихся за военным ведомством. В возрасте 8–12 лет их принудительно забирали из семей по рекрутской повинности и отправляли в кантонистские школы для подготовки к военной службе».
Так пишет Любовь Шевченко, координатор Челябинского благотворительного общественного фонда «Хэсэд Нэхама», в своем исследовании, посвященном истории еврейской общины Челябинска и опубликованном в сборнике «Гороховские чтения».
Еврейские местечки традиционно располагались в западных губерниях Российской империи. Урал в черту оседлости не входил. Первые евреи поселились там только в XIX веке. Это были в основном кантонисты, которые 25 лет отслужили в царской армии и получили право не возвращаться в черту оседлости.
Кантонисты проявили себя на военной службе с самой лучшей стороны. Даже русский царь Николай I в 1844 году с восхищением отмечал: «Евреи-новобранцы не дали ни беглых, ни больных, глядят весело, здорово, словом, молодцы».
По окончании службы, длившейся 25 лет, отставные солдаты-евреи получали право селиться вне черты оседлости. Детям и внукам кантонистов право свободного выбора места жительства передавалось по наследству. Единственный запрет, который с евреев не снимался, — занятие земледелием. Поэтому они выбирали ремесленнические или торговые профессии.
Отставники обзаводились семьями, которые становились, как правило, многодетными. Интересно, что невест для солдат — часто сирот, бесприданниц — привозили из черты оседлости. Так начала складываться еврейская община Челябинска.
В конце 60-х годов XIX века приобретается первое здание для «еврейского молитвенного дома». Казенный раввин утверждался губернскими властями и представлял общину в государственных и административных учреждениях. Ему было дано право регистрировать рождение ребенка, заключение браков и погребение. На всех документах стоит его подпись. В обязанности казенного раввина входило также принимать присягу у евреев-новобранцев, произносить в дни праздников патриотические проповеди.
В 80-е годы XIX века построено деревянное здание синагоги на северной окраине города (сейчас на этом месте здание администрации Калининского района). В 1894 году купец 2-й гильдии Соломон Брен завещал купленный им участок земли на пустыре — «пустопорожнее дворовое место» — еврейской общине для строительства синагоги. И 16 декабря 1900 года вышел указ Оренбургской духовной консистории, разрешающий строительство синагоги. Городская управа в течение трех месяцев рассматривала вопрос, нет ли «местных препятствий, равно и препятствий со стороны православных жителей города» к строительству большой каменной синагоги.
Строительство велось на скромные общинные деньги, поэтому синагога начала действовать только в 1905 году. А через два года приступили к возведению здания еврейской школы, где учеников обучали не только религиозным предметам, но и общеобразовательным на родном языке. Кроме того, в городе работало несколько хедеров — начальных религиозных школ, в которых преподавали Тору и основы Талмуда с заучиванием молитв. Обычно они располагались в квартире учителя — меламеда. За длинным столом собирались 6–8 учеников (мальчиков с 5 лет) и прилежно учились. Многовековая традиция требовала, чтобы все дети мужского пола независимо от уровня благосостояния семьи получили начальное образование. Дети евреев учились также в реальном училище, женской гимназии, торговой школе. Престиж образования в еврейской среде всегда был высоким, хотя далеко не все дети могли учиться из-за обязательной платы за учебу и ограничений: прием еврейских детей в царской России ограничивался пятипроцентной нормой.
Вскоре после революции 1917 года для еврейской общины наступили трудные времена. Губкомитет РКП(б) развернул работу по атеистической пропаганде под лозунгом «Религия — опиум для народа». Начались репрессии в отношении носителей тысячелетних еврейских традиций и религии. Запрещались и изымались книги на иврите, изучение древнееврейского языка тоже попало под запрет. Вскоре закрылся хедер при синагоге. А 18 января 1929 года решением президиума городского Совета закрылась и сама синагога. Здание использовалось как клуб, концертный зал филармонии, затем в нем открыли мастерскую по изготовлению протезов, а позже — протезный завод, который занимал помещение до 1964 года. Оно было полностью переоборудовано, поставлены станки, вибрация от которых разрушала уникальную лепнину на стенах и сами стены здания. После 1964 года синагога превратилась в склад протезного завода.
Религиозная жизнь общины фактически оказалась под запретом. В некоторых частных домах по субботам и праздникам собирались люди для молитвы. Национальные традиции сохранялись в семьях: соблюдалась суббота, традиционные еврейские праздники, хранилась пасхальная посуда, молитвенники, особенности еврейской кухни.
«И произошло долгожданное событие: 22 марта 1991 года исполнительный комитет городского Совета принял решение «О возвращении верующим культового здания синагоги. Помещение было в ужасающем состоянии. Восстановление исторического здания явилось приоритетным направлением работы челябинского филиала РЕК».
Евгений Добин
Синагога после реставрации торжественно распахнула двери 26 октября 2000 года и стала первой, которая официально открылась после революции в огромном Урало-Сибирском регионе. Главное достояние синагоги — свиток Торы.
«Это многометровый узкий лист пергамента, собранный в рулон, на котором каллиграфическим почерком особыми чернилами переписано все Пятикнижие Моисеево, — описывает духовную и историческую ценность координатор благотворительного фонда Любовь Шевченко. — Это подарок семьи Левитанус, которая бережно хранила его из поколения в поколение. 24 сентября 2002 года, накануне праздника Симхат Тора, праздника дарования Торы, отдел редкой книги ЧОУНБ передал синагоге и религиозной общине «Иудим» свиток Торы XIX века, который с 1929 года хранился в библиотечных фондах».
В Челябинске с населением около 1 200 000 человек сегодня живет порядка 5000 евреев.
Списочный состав общины «Хава-Нагила» всего 120 человек. Ее глава Евгений Добин — коренной челябинец, но родители родом из Украины: отец-фронтовик из Никополя, мама — из Харькова. Семья не была религиозной, на идише дома не говорили и традиций не соблюдали. Национальное самоопределение пришло к Евгению достаточно поздно, в конце 80-х. Когда в Челябинске открылась еврейская воскресная школа, они с женой начали водить туда своих детей. Вскоре он стал активно участвовать в жизни общины. Многие еврейские семьи разлетелись по миру. Живут в Израиле, в США, в Германии. А Игорь Зиньков стал раввином в лондонской Liberal Jewich Synagogue.
Еще в 1989 году, на пороге своего существования, еврейская община занималась не только восстановлением синагоги, но и созданием библиотеки. Тогда люди приносили из дома буквально по книжечке. Так появились Шолом-Алейхем, Н.Забара, А.Суцкевер, И.Перец, М.Мойхер-Сфорим — на русском, украинском и идише! И еще старые журналы «Советиш геймланд», которые тоже хранились в семьях. В 2004 году появился «Идиш-клуб», существующий по сей день. На мероприятия клуба приходят люди разных конфессий. Эта открытость привлекает многих.
«Антисемитизма в нашем регионе практически нет, не считая очень редких проявлений, как правило, на бытовом уровне. На моей памяти два раза пытались «украсить» свастикой синагогу, один раз стекло разбили».
Евгений Добин
Одно из важнейших направлений — сохранение исторического наследия. Это старые фотографии, документы из личных, семейных архивов, предметы быта, книги. Особенно ценны истории людей, переживших Холокост, например, трагическая судьба Анны-Галины Эстриной, о которой можно снимать фильм. А ее дочь Светлана Игнатович — член попечительского совета общины.
Сегодня община снимает помещение в офисном здании «Робин-Бобин» на 4-м этаже. Там проходят службы, Каббалат Шаббат, занятия воскресной школы, встречи молодежного еврейского клуба 4еClub, репетиции хора, где «мальчики» и «девочки» в возрасте 80 с лишним лет поют еврейскую литургию. Но прежде всего это сообщество людей, объединенных культурными, историческими и религиозными ценностями. Прогрессивный иудаизм сочетает в себе уважение к религиозным традициям и современный подход к жизни.
«У нас хорошие отношения с евангелистами, мы дружим, бываем друг у друга в гостях, ведем совместные проекты. Есть иудейско-христианский диалог, в котором участвуют пасторы и раввины. С мусульманской общиной тоже поддерживаем общение. Эта лояльность характерна для нашей общины, в отличие от ортодоксальной общины. Службу регулярно посещают 25–30 человек. В праздники собирается гораздо больше — 60–70 членов общины. Это старая еврейская привычка: на нас напали враги, мы их победили, а теперь давайте это отпразднуем! — Шутит Евгений Добин. — Однажды строили сукку под снегом — зима пришла в октябре».