Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Евреи в Московском государстве
Продолжаем серию очерков об истории евреев в России
В своем письме Кокосу Иван Васильевич просил посредника впредь «жидовским языком грамот не писать», поскольку переписка на иврите доставляла князю трудности с переводом. Результатом посредничества Хози Кокоса стал военно-политический договор между Московским княжеством и Крымским ханством. В 1480 году каффскому купцу также удалось уговорить литовского князя Казимира Ягеллона отказаться от похода на Москву с ханом Большой Орды Ахматом.
Ордынские войска без поддержки Казимира так и не продвинулись дальше реки Угры. Стояние на Угре положило конец монголо-татарскому игу на Руси. Поверженное войско хана Ахмата на обратном пути в отместку сожгло Киев. Хозя Кокос и здесь отличился — выкупил на личные средства награбленные святыни из Киево-Печерской лавры и отправил в Москву Ивану Васильевичу. Каффский купец никогда не был в Москве и передавал письма через своего шурина Исупа, приезжавшего по торговым делам. Но именно Хозе Кокосу Иван Васильевич доверил сватовство своего сына Ивана Ивановича Молодого к дочери молдавского господаря Стефана Великого Елене.
На судьбу сына князя Ивана Васильевича повлиял еще один еврей — «лекарь Жидовин Мистро Леон из Венеции», вызванный в Московское государство для лечения наследника престола от «ломоты в ногах» (подагры, ревматизма). Эскулап заявил великому князю:
«Я вылечу сына твоего; а не вылечу, вели меня казнить смертною казнью».
7 марта 1490 года Иван Иванович Молодой скончался. Через 40 дней еврейскому лекарю отрубили голову. По Москве поползли слухи, что князя отравили. Поскольку при дворе разворачивалась борьба между наследниками престола, а от ревматизма еще никто не умирал.
Лев Поляков в своей «Истории антисемитизма» утверждает, что дальнейшая антисемитская политика в Московском государстве была следствием устоявшегося мифа о том, что наследник великого князя Московского был убит еврейским лекарем.
Внук Ивана III — Иван Грозный — запретил евреям въезд в Московию. В 1550 году польский король Сизигмунд II Август написал Ивану Васильевичу:
«Докучают нам наши подданные, жиды, купцы государства нашего, что… теперь не позволяешь ты жидам с товарами в государство твое въезжать».
На что царь ответил:
«Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов. Как они наших людей от христианства отводили, отравное зелье к нам привозили и пакости многим нашим людям делали. Так тебе бы, брату нашему, не годилось и писать о них много, слыша их такие злые дела».
Скорее всего, царь подразумевает неудачное лечение Ивана Молодого, а также «ересь жидовствующих» — идейное течение с элементами иудаизма, охватившее Новгород и Москву в конце XV века. Иван Грозный известен в истории как самый «жидоборствующий» царь. После занятия Полоцка в 1563 году по приказу Ивана Грозного были утоплены около 3000 евреев, отказавшиеся насильственно креститься. В Ливонскую войну царские стрельцы таковых сжигали живьем, вешали и топили. Сохранились свидетельства о том, как в 1577 году на Пурим евреи Брест-Литовска вместо чучела Амана сожгли куклу Ивана Грозного. Сразу после смерти царя запрет на въезд перестал строго соблюдаться. В 1584 году евреи приехали в Москву в составе литовского посольства.
В период Смуты евреев отождествляли еще и с польским станом. Николай Карамзин в «Истории государства Российского» настаивает на еврейском происхождении самозванца Лжедмитрия II:
«Сигизмунд послал Жида, который назвался Дмитрием Царевичем».
Там же Карамзин, ссылаясь на «чужеземного историка», утверждает, что самозванец «разумел язык Еврейский, читал Талмуд, книги Раввинов».
С воцарением Романовых евреям все еще был запрещен въезд в Московское государство даже по торговым делам. В Смоленскую войну много евреев оказалось в русском плену. Большинство были поселены в Поволжье, на Урале и в Сибири. Некоторые оказались в московской Мещанской слободе, где по переписям 1676 и 1684 годов проживало несколько крещеных евреев. Известен случай облавы в Немецкой слободе в 1659 году, когда под угрозой ссылки местным евреям пришлось принять лютеранство. Запрет на проживание в Москве носил не этнический, а религиозно-идеологический характер. Поскольку евреи, перешедшие в христианство, становились полноправными гражданами Московского государства.
Уже в Российской империи евреи-выкресты имели право не только легально жить в России, но и занимать видное положение при дворе.