Еврей в истории. Абрам Роом 

Преждевременный режиссер

Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Лев Кулешов — в этом ряду великих режиссеров советского немого кино стоит имя Абрама Роома.

Путь в московскую жизнь герою сегодняшней рубрики «Еврей в истории» открыл Мейерхольд, для него писали сценарии Маяковский и Олеша, говорят, что ассистенткой на одном из его фильмов работала Лиля Брик. Парадоксально, но советские зрители лучше всего запомнили Роома по трем его последним звуковым работам, снятым уже в середине 1960-х — начале 1970-х: «Гранатовый браслет», «Цветы запоздалые» и «Преждевременный человек». Все три картины — безусловные шедевры экранизации классиков: Куприна, Чехова и Горького. Но ранние работы Роома не менее достойны восхищения. Режиссера интересовал человек — крупные планы, сложная драматургия, эротизм, психологичные истории без тени морализаторства. Роом предвосхитил неореализм и французскую новую волну, но на родине его фильмы либо подвергались критике, либо ложились на полку, либо со скандалом изымались из проката.

«Моя работа еще экспериментальна. Сдаю только вторую картину. Уверен, что ошибок у меня сейчас много и, вероятно, еще будет достаточно…»

Картина «Третья Мещанская» о любви и попытке совместной жизни трех молодых людей вызвала негодование в СССР и восторг в Европе. Фильм «Строгий юноша» о напоминающих древнегреческих богов философствующих и занимающихся спортом комсомольцах ложился на полку дважды — в год выпуска в 1936-м и при Брежневе в 1974-м, окончательно фильм был разрешен к показу в 1994 году.

До прихода в кино Абрам Роом успел прожить совсем другую жизнь. Он родился 28 июня 1894 года в еврейской семье в городе Вильно, учился на медика в Саратове и в Психоневрологическом институте в Петрограде, стал красноармейцем, по возвращении с фронта увлекся театральной режиссурой и много сделал для театральной школы в Саратове. В Москву он приехал только в 29, какое-то время работал у Мейерхольда, а потом с ним случилось кино. Конечно, Роом снимал и сатирические агитки, и политически выверенные фильмы, но в своем большом кино он никогда не изменял себе. Его отстраняли от профессии, фактически высылали из Москвы. Режиссера ничто не могло сломить, он возвращался и снова снимал гениальные фильмы. 

Абрам Роом умер в 1976 году в возрасте 82 лет. Многие его работы не сохранились, мы знаем их только по названиям в каталогах, но те фильмы, которые дошли до нас, вошли в число шедевров мирового кинематографа.