Еврей в истории. Амшей Нюренберг

Художник из Одессы, который пронес через всю жизнь два года в Париже

Чего только не рисовал Амшей Нюренберг — вдохновленные Пикассо бытовые зарисовки в стиле кубизма, античные греческие сцены, написанные под влиянием Матисса, карикатуры и агитплакаты, ориентальные зарисовки из ташкентской эвакуации, Ленина на берегу Сены.

В юности герой сегодняшней рубрики «Еврей в истории» провел два года в Париже, которые наложили отпечаток на его последующее творчество. Уже в России он создал «Общество независимых художников», потом «Свободную мастерскую» и «Детскую академию». Нюренберг щедро делился со своей родной Одессой тем навыком интуитивного искусства, который подарил ему Париж. 

Художник сумел поладить с новыми революционными властями и стал народным комиссаром искусств Одессы, позже, уже в Москве, работал в «Окнах РОСТА» с Маяковским, снова вернулся в Париж, теперь уже в качестве «культурного посла» Страны Советов, преподавал во ВХУТЕМАСе. Работы Нюренберга прошли длинный, продиктованный временем путь от модернизма до соцреализма, и все же в них сохранилась та самая Парижская школа начала ХХ века.

«В лице художника Нюренберга мы видим одного из серьезных адептов новой живописи, продекларированной Парижем».

Амшей Нюренберг родился 17 апреля 1887 года в еврейской семье в украинском Елисаветграде. В школе он влюбился в рисование — неудивительно, ведь его преподавателем был один из учеников Репина. Потом было знаменитое Одесское художественное училище, а в 1911-м Нюренберг отправился в Париж, границу Российской империи ему пришлось перейти пешком. Два голодных года в вечно холодных парижских мастерских чуть не закончились печально — художник заболел чахоткой. И все же он делил студию пополам с Шагалом, учился в частных академиях и впитывал в себя все как губка. Как и другим молодым художникам, Нюренбергу было почти не на что жить, и кем он только не подрабатывал. Одна из таких «халтур» — корреспондент в «Парижском вестнике» — впоследствии стала для него второй профессией. Нюренберг долгое время работал обозревателем искусства в газете «Правда».

Амшей Нюренберг прожил долгую жизнь, он умер в 1979 году в возрасте 91 года. Его наследие — это не только талантливые картины, которые стали отражением своего времени, но и автобиография «Одесса – Париж – Москва. Воспоминания художника», изданная в полной версии в 2010 году благодаря внучке художника.