Еврей в истории. Анатолий Эфрос

Может ли театр убить?

Анатолий Эфрос — гениальный театральный режиссер, начиная с 1950-х, он изменил советскую сцену. Он держался в стороне от политики, его спектакли были, скорее, про саморефлексию и внутреннюю эмиграцию.

Актеры Эфроса никогда не представали перед зрителем под тонной грима: минимум декораций, минимум наносного, ни в коем случае не утрированные интонации — в этом театре ничто не отвлекает от сюжетной линии и внутренней жизни персонажа. У Эфроса играли Высоцкий, Даль, Демидова, Дуров, Калягин. Эфрос умел создать на репетиции уникальную атмосферу долгожданного чуда. Эта потребность в гармонии с актерским составом была залогом успеха постановок, она же впоследствии подвела чуждого интригам и конфликтам режиссера.

Герой сегодняшней рубрики «Еврей в истории» родился 3 июля 1925 года, сегодня ему бы исполнилось 98 лет. Родители Анатолия (Натана) Эфроса были евреями, мать работала переводчиком, а отец — инженером. Во время Великой Отечественной семью эвакуировали в Пермь, туда же попал эвакуированный Театр Моссовета. Когда юный Эфрос попал на актерские курсы при театре, его судьба определилась. В 1950-м он окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Первым московским театром Эфроса стал в те времена второразрядный Центральный детский театр. Молодой режиссер работал только с современным материалом, свой подход он строил на наследии забытого в то время Станиславского. Вскоре билеты на спектакли стали разлетаться моментально, а Эфросу предложили возглавить московский «Ленком». Со временем он перешел от современной драматургии к классике и ставил ее наперекор традициям. «Чайка» Эфроса настолько не соответствовала каноническому прочтению, что вскоре режиссера перевели в Театр на Малой Бронной. Там он прослужил 17 лет и поставил свои самые знаменитые спектакли: «Три сестры», «Отелло», «Дон Жуан», «Женитьба», «Месяц в деревне». Но к началу 1980-х что-то поменялось, из постановок Эфроса как будто ушла магия. Возможно, виной тому ухудшение обстановки в театре. 

«Иногда мне кажется, что искусством нужно заниматься только шутя. Театр — маленькое и смешное заведение, существующее для небольшой части населения».

В 1984 году режиссер принял фатальное предложение — возглавить Театр на Таганке вместо отказавшегося возвращаться в СССР Любимова. Труппа не приняла Эфроса, Любимов в заграничных интервью обвинял его в предательстве. В 1987 году Анатолий Эфрос умер от инфаркта в возрасте 61 года. Так закончилась эпоха великого режиссера. Наследием Эфроса стали его книги, телепостановки, несколько режиссерских работ в кино и память о том, как он «умыл» советский театр и научил его говорить со зрителем, не фальшивя.