Еврей в истории. Дзига Вертов

Человек с киноаппаратом. Мимолетное на камеру, индастриал 30-х и превалирование монтажа над съемками

«В процессе съемки скрещиваются улицы и трамваи, толпы и одиночки, ноги и улыбки. Жизнь не ждет указаний кинорежиссера. Тысячи и миллионы людей делают свое дело. Все происходит независимо от вашего желания. Вы должны всюду успеть со своим аппаратом».

2 января 1896 года в Белостоке родился Давид Абелевич Кауфман. Называли его и Денисом Абрамовичем и Денисом Аркадьевичем, но миру он стал известен под именем Дзига Вертов. Родители стремились дать хорошее образование детям, положение позволяло это сделать. Давид поступил в реальное училище Белостока с углубленным изучением иностранных языков. В его жизни было много книг, он занимался сочинительством (это были и памфлеты, и приключенческие романы), музыкой и проявлял интерес к фотографии. 

После начала Первой мировой войны семья покинула Белосток и перебралась сначала в Киев, затем в Могилев.  Давида призвали в армию, но на фронт он не попал. 

В 1914 году Давид поступил в Петроградский психоневрологический институт, в 1916 году он уезжает в Москву. Неспокойные улицы Петрограда напоминают ему о еврейских погромах в Белостоке. Здесь он поступает в Московский университет, но вскоре бросает учебу и начинает искать работу. Его школьный друг и уже успешный публицист Михаил Кольцов устроил его в отдел хроники Московского кинокомитета секретарем-делопроизводителем. Он принимает и регистрирует кинопленки для журнала, затем редактирует подписи к кадрам и начинает монтировать видео. С осени 1918 года Давид руководит работой фронтовых операторов и ездит на съемки, будучи на должности заведующего киносекцией отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Первый фильм-кинохроника «Годовщина революции» был смонтирован в 1918 году. Благодаря фильму жители провинции узнали, как выглядели первые лица государства, картину возили по всей стране. Ранее считалось, что кинопленка утеряна, но в 2017 году ее удалось восстановить.  

В 1919 году выходят фильмы-кинохроники «Бой под Царицыном», «Литературно-инструкторский агитпароход ВЦИК «Красная звезда», «Вскрытие мощей Сергия Радонежского». 

Помимо документальных съемок, Дзига увлекается монтажом и экспериментирует с операторской работой. Камера может зафиксировать мимолетное — к такому выводу приходит Вертов. Первый зафиксированный эксперимент такого рода назвали «прыжок Вертова» или «прыжок с грота».  С 1922 по 1924 год Вертов и группа единомышленников сняли 23 выпуска экранного журнала «Киноправда» о повседневности городов и деревень.

В 1924 году Дзига Вертов, собрав хронику с похорон Ленина, сделал выпуск «Ленинской киноправды», в 26-м выпустил фильм о промыслах коренных народов СССР — «Шестая часть мира». Как водится, и здесь не обошлось без скандалов. 

Дзига Вертов после увольнения из «Совкино» уезжает на юг. В 1929 году он заканчивает свою работу над немым кино «Человек с киноаппаратом» о разносторонней и разнообразной городской жизни. В 60-е годы кинокритики 24 стран назвали «Человека с киноаппаратом» одним из 20 лучших документальных фильмов всех времен и народов, а вот современники не оценили.

Вертов снял и первое звуковое кино в СССР в 1930 году — «Симфония Донбасса», или «Энтузиазм», о выполнении пятилетнего плана. В картине была использована индустриальная музыка: звукошумовой марш, гул машин, гудков, звуки разговоров и фрагмент из симфонии Шостаковича. Чарли Чаплин был в восторге от такого музыкального наполнения картины. 

В 1932 году Дзига Вертов возвращается в Москву и приступает к работе над анимационным фильмом к 10 годовщине смерти Ленина. Через два года он выпускает «Три песни о Ленине» об образовании, медицине, о похоронах Ленина, о всесоюзных стройках.  Фильм был удостоен специального приза на кинофестивале в Венеции.

В 1937-м вышел фильм «Колыбельная» о советских женщинах. Картина была снята с проката через пять дней, по указанию Сталина ее запретили к показу. Больше важные заказы Вертов не получал. 

Во время войны родственники Дзиги Вертова погибли в концлагерях, после подписания пакта Молотова-Риббентропа они с братом пытались получить разрешение на вывоз родителей из Белостока, им было отказано. Дзига Вертов с женой оказались в эвакуации в Казахстане, здесь он работал над документальным журналом «Советский Казахстан», пленки отправили на полку, агитационный фильм о подвигах в тылу — «Тебе, фронт» — показали несколько раз. 

В 1943 году Вертов возвращается в Москву, с 1944-го работает над выпусками кинохроник «Новости дня», для которых снимает только части сюжетов. 

1948 год ознаменовался кампанией по борьбе с космополитизмом. И тут режиссеру припомнили «Человека с киноаппаратом», Вертов подвергся нападкам за идею международного языка кино и был обвинен в том, что для него форма важнее содержания. После этого случая Дзига Вертов редко покидал свою квартиру. Он скончался в 1954 году. 

Дзига Вертов — режиссер, оказавший огромное влияние на мировой кинематограф, его идеи и методы съемок документального кино изучают, исследуют, берут на заметку вольно или невольно все кинематографисты.