Еврей в истории. Ефим Копелян

Русский Жан Габен

К Ефиму Копеляну поздно пришла слава и возможность играть по-настоящему интересные роли, и он старался не упустить ни одной выпавшей ему возможности.

Его театральные работы в БДТ стали классикой: он играл в знаменитой постановке Товстоногова «Пять вечеров», в «Трех сестрах», в «Короле Генрихе IV». Роли в кино тоже перестали быть эпизодическими. Да, это были роли второго плана. Но Копелян умел наполнить жизнью персонажа, его герои становились чуть ли не самыми запоминающимися в фильме — атаман Бурнаш в «Неуловимых мстителях», Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Савва Морозов в «Николае Баумане». В игре Копеляна не было ни тени фальши и избыточности, его манера была скорее сдержанной, он настолько чувствовал персонажа, что ни в каких дополнительных средствах выразительности не было нужды. Коронной стала роль героя сегодняшней рубрики «Еврей в истории», в которой зритель даже не видел его лица — это закадровый голос, звучащий в голове Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». После нее актер получил прозвище Ефим Закадрович.

Ефим Копелян родился 12 апреля 1912 года в состоятельной еврейской семье в городе Речица в Беларуси. После революции имущество Копелянов экспроприировали, и семья жила в бедности. Окончив трудовую школу, Ефим работал художником в кинотеатре, а потом поехал в Ленинград и со второй попытки поступил в Институт пролетарского изобразительного искусства. Голодный студент всегда искал подработки и однажды попал в массовку БДТ. Это переменило его жизнь, он заболел сценой, окончил театральную школу и стал актером. В годы Великой Отечественной его не взяли на фронт, в народном ополчении он участвовал в театральной труппе. После войны Копелян вернулся в БДТ, в общей сложности он прослужил в театре 40 лет. Там его и заметил новый худрук — Товстоногов, он назвал статного, красивого актера русским Жаном Габеном и стал давать ему большие роли.

«Меня сделал Товстоногов. До сорока моих лет считалось, что у меня нет ни внешности, ни голоса, ни темперамента. И вдруг все это откуда-то нашлось».

С середины 1960-х Копеляну предлагали все больше ролей в кино и театре. Актер не мог и не хотел отказываться от работы. Дело было не в деньгах и не в славе — он слишком долго ждал возможности реализоваться. В результате Копелян часто жил между Ленинградом и Москвой. Сердце актера не выдержало таких перегрузок, и в 1975 году Ефим Копелян умер после второго инфаркта в возрасте 62 лет. Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых за чтение закадрового текста в «Семнадцати мгновениях весны» ему присудили уже посмертно в 1976-м.