Еврей в истории. Эрнест Оппенгеймер

Как сын торговца табаком стал алмазным магнатом

Эрнест Оппенгеймер — основатель династии, которая на протяжении более ста лет занималась бриллиантами, из них более 80 лет были тесно связаны с легендарной компанией De Beers.

Герою сегодняшней рубрики «Еврей в истории» удалось создать алмазодобывающий картель, который в 1930-х годах контролировал более 90% рынка. Оппенгеймер возглавлял одновременно De Beers и компанию Anglo-American и смог провести их через обвал рынка после Первой мировой, Великую депрессию и Вторую мировую. За свое участие в политической жизни Южной Африки Оппенгеймер получил от британской короны звание рыцаря. Но его главной победой стало создание алмазной империи.

«Бриллианты — это навсегда» — этот рекламный слоган компании De Beers придумал сын Эрнеста Оппенгеймера, Гарри, и он мог бы стать девизом его отца.

Эрнест Оппенгеймер родился 22 мая 1880 года в небогатой еврейской семье в Германии, которая с ростом антисемитских настроений приняла решение о переезде в Великобританию. Там семнадцатилетний Эрнест устроился на работу алмазным брокером, вскоре работодатель отправил его в город Кимберли в Южной Африке, где молодой человек стал непревзойденным скупщиком и оценщиком бриллиантов. Оппенгеймер проявил феноменальную деловую хватку и всегда умел оказываться в нужном месте в нужное время. Так, ему удалось взять под контроль рудники, обнаруженные в подконтрольной Германии части Африки, когда немцы потерпели поражение в Первой мировой — еще накануне войны Оппенгеймер получил баснословные инвестиции от европейских банкиров. В результате ему удалось обернуть в свою пользу падение алмазного рынка после окончание войны. Оппенгеймер стал регулировать объем добычи алмазов и смог удержать цены на необходимом уровне. К этому моменту он уже руководил и Anglo-American и De Beers.

Оппенгеймер извлекал выгоду буквально из всего: он держал цены на бриллианты на стабильно высоком уровне, а некондиционные камни продавал для нужд промышленности. Продолжателем дела еще при жизни Эрнеста стал его сын Гарри. Молодой человек оказался гением маркетинга и придумал знаменитый слоган «Бриллианты — это навсегда», благодаря которому все невесты Америки стали мечтать о кольце с бриллиантом на помолвку. 

Эрнест Оппенгеймер умер в 1957 году в возрасте 77 лет. Но его дело жило еще долгие годы, а семья стала одной из самых богатых и влиятельных в мире. Свою долю в De Beers Опеннгеймеры продали лишь в 2011-м.