Еврей в истории. Ева Гессе

Скульптор, которая решила противостоять всему

«Я помню, что всегда мечтала создать «неискусство», лишенное антропоморфности и геометрии».

Творческий путь Евы Гессе был ярким и коротким. От почти классических натюрмортов через живопись цветового поля и абстрактно-фигуративные рисунки она пришла к постминималистической скульптуре, которая и вписала ее в историю американского и мирового искусства. Искусство для Гессе было неизбежной частью жизни — в ее работах есть все: боль, радость, эротизм, поиск. Сегодняшняя героиня рубрики «Еврей в истории» создавала скульптуры без оглядки на критиков и коллекционеров, ее работы, одновременно отталкивающие и притягательные, очень телесные и при этом абстрактные, зачастую повторялись, но не механически, а как форма внутреннего диалога художницы с самой собой. Гессе экспериментировала с материалами, в ход шло все — латекс, веревки, каучук, эпоксидная смола, нити, пластик, стекловолокно, резиновые трубки, проволока. Далеко не все из них были долговечными, и это тоже имело значение. Гессе, девочкой спасенная из нацистской Германии, пережившая развод родителей и суицид матери, остро чувствовала скоротечность времени.

Ева Гессе родилась 11 января 1936 года в еврейской семье в Германии. В двухлетнем возрасте родители отправили Еву вместе с сестрой на гуманитарном поезде в Нидерланды, где они полгода провели в детском доме в ожидании мамы и папы. Потом было бегство в Великобританию и переезд в США. Историю краха размеренной жизни Гессе восстанавливала по дневникам отца, которые тот вел, чтобы запомнить взросление дочерей. В Америке Ева получила отличное художественное образование в колледже Купер-Юнион в Нью-Йорке и Йельском университете. После выпуска Гессе какое-то время работала дизайнером тканей на текстильной фабрике и стала впервые задумываться об использовании разных материалов в своем творчестве. Окончательно ее зрелый стиль сформировался после трех лет, проведенных с мужем, скульптором Томом Дойлом, в Германии. В 1965-м Гессе вернулась в США и создала свои знаковые работы — «Подвешено», «Равномерный беспорядок II», «Девятка». Художница стремительно стала одним из самых популярных скульпторов своего времени — ее работы участвовали в культовых групповых выставках, а в 1968 году состоялась первая персональная выставка. 

В 1970 году жизнь Евы Гессе оборвалась, у нее обнаружили рак мозга, художница скончалась после неудачной операции в возрасте 34 лет. Сегодня для сохранения ее недолговечных работ прилагают усилия такие ведущие музеи, как Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Соломона Гуггенхайма, галерея Тейт в Лондоне.