Еврей в истории. Людвиг Витгенштейн

Споры о его философии не утихают уже сотню лет

Классической трактовки философии Витгенштейна не существует. Он строил свои концепты на отрицании всего, что было в философии за предшествующие две с половиной тысячи лет, и гордился тем, что не читал Платона.

Героя сегодняшней рубрики «Еврей в истории» называют основоположником аналитической философии и позитивистского подхода. Он первым применил строгий логический анализ к метафизическим вопросам, занимавшим многие поколения философов, и показал, что проблема кроется не в отсутствии ответов на них, а в логических нестыковках внутри самих вопросов и отсутствии критериев правильности для ответов. Так, с точки зрения логики утверждения «Бог есть» и «Бога нет» одинаково бессмысленны. И тем не менее его главное произведение «Логико-философский трактат» заканчивается фразой: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», что подразумевает наличие недоступных логическому анализу мистических материй.

«Мой отец был бизнесмен. И я тоже бизнесмен, я хочу, чтобы моя философия была похожа на биз­нес — чтобы она что-то улаживала».

Людвиг Витгенштейн родился 26 апреля 1889 годав одной из богатейших еврейских семей Вены конца XIX века. Он окончил Высшую техническую школу в Берлине, получил образование в Университете Виктории в Манчестере и заболел философией. Молодой человек стал общаться с философом Бертраном Расселом, его анализ математической логики дал толчок развитию идей Витгенштейна. 

Свой «Логико-философский трактат» Людвиг писал, служа добровольцем на фронте Первой мировой. Впоследствии, когда работа была опубликована и стала одним из самых обсуждаемый трудов своего времени, философ почувствовал себя непонятым. Он брался за переработку своей концепции, бросал ее, работал учителем в сельской школе, садовником при монастыре, составил детский словарь правописания, построил дом для сестры, преподавал в Кембридже, во время Второй мировой работал санитаром в британском госпитале.

До конца жизни философ вел полемику со своим первым трудом и в результате отказался от концепции сути языка как статичного отражения окружающего мира, отдав первенство «языковым играм» — контексту употребления слов. Людвиг Витгенштейн умер в 1951 году в возрасте 62 лет. Большинство его новых крупных трудов были опубликованы уже посмертно. Дуализм идей Витгенштейна и вопрос о том, был ли логический подход сутью или лишь методом, до сих пор провоцирует споры и самые разные трактовки его философии.