Еврей в истории. Мирьям Бернштейн-Коган

Влюбленная в еврейский театр

«Как капля в море» — так назвала свою автобиографию актриса, художественный руководитель первой профессиональной театральной труппы в подмандатной Палестине, переводчица и писательница Мирьям Бернштейн-Коган.

Восьмилетней девочкой она стала свидетельницей еврейского погрома в Кишиневе и через всю жизнь пронесла ощущение хрупкости окружающего мира. Возможно, именно это стало источником той неисчерпаемой энергии, с которой она занималась развитием театра на иврите, выступала, писала. Ученица Школы-студии Станиславского и Немировича-Данченко, она смогла найти правильное сочетание еврейской театральной самобытности и современной театральной школы. Героиня сегодняшней рубрики «Еврей в истории» обладала уникальным талантом чувствовать и воплощать своеобразие разных культур — так, на своем творческом вечере в Таллине в 1932 году она исполняла песни и стихи на семи языках.

Мирьям Бернштейн-Коган родилась 14 декабря 1895 года в Кишиневе. Ее отец был врачом и активным участником сионистского движения. После погрома семья переехала в Харьков, а затем в Палестину, но прожили там недолго, обстоятельства вынудили вернуться в Кишинев, где Мирьям и окончила гимназию. Затем девушка поступила в медицинский институт и одновременно с учебой ходила на актерские курсы, продолжая свое детское увлечение театром. Во время Первой мировой Мирьям работала медсестрой, а после революции 1917-го приехала в Москву, где училась в театральной школе при МХТ. После выпуска она окончательно определилась с профессией — стала актрисой кишиневского театра, а в 1921-м переехала в Палестину и поступила в Еврейский театр. Сначала Мирьям была ведущей актрисой, но уже вскоре встала во главе труппы. Она ставила как классические европейские пьесы Оскара Уайльда, так и традиционные еврейские вещи Шолома Аша и Шолом-Алейхема. При этом развитие театра для Мирьям было важней собственных амбиций — в 1923 году она пригласила для руководства труппой Менахема Гнесина, с его постановок начались европейские гастроли Театра Земли Израиля. Бернштейн-Коган продолжала играть на сцене и работать постановщиком, она открыла первый в Палестине журнал о театре, объехала с гастролями всю Европу и Южную Африку, работала радиоведущей, снималась в кино. Она перевела на иврит Мопассана, Толстого и Пушкина, опубликовала несколько сборников своих стихов и рассказов, два романа и поэму, труды по истории и теории театрального искусства.

Мирьям Бернштейн-Коган умерла в 1991 году в возрасте 95 лет. Эта удивительная женщина получила множество наград за свои заслуги перед израильской культурой. Благодаря этому она смогла учредить фонд поддержки молодых актеров.