Еврей в истории. Моисей Гольдблат

Человек, благодаря которому в СССР появился первый цыганский театр, а еврейский театр просуществовал так долго, как было возможно

«Оградить спектакль от обыденного натурализма и поднять его до уровня позитивного романтизма».
Имя Моисея Гольдблата неразрывно связано с национальным театром и кинематографом времен раннего СССР. Актер, художественный руководитель, режиссер, он играл в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) в Москве, вместе с Соломоном Михоэлсом снимался в знаменитой картине «Еврейское счастье» по мотивам произведений Шолом-Алейхема, организовал цыганский театр «Ромэн», создал театр столичного уровня в Биробиджане, центре свежесформированной ЕАО, возглавил еврейский театр в Киеве. Герой сегодняшней рубрики «Еврей в истории» жил в Советском Союзе и знал, что такое идти на компромисс, многие из его постановок были госзаказом, и все же ему удавалось делать спектакли сложными, умными и живыми. Гольдблату был известен тайный рецепт создания национального театра. О начале жизни Моисея (Мойше) Гольдблата известно немногое, он родился 16 декабря 1896 года в румынском городе Герце (нынешняя Украина), в подростковом возрасте стал путешествовать с еврейским бродячим театром, в начале 1920-х попал в Москву, где поступил в школу при ГОСЕТе, а затем стал членом труппы. Игра Гольдблата привлекала внимание, его выбрали на одну из главных ролей в «Еврейском счастье», к которому так или иначе приложили руку едва ли не все выдающиеся евреи мира искусства — вплоть до того, что титры к фильму писал Бабель. Молодой человек обладал не менее важным организаторским талантом. Театр «Ромэн», который по сей день остается главным цыганским театром в России, вырос из любительской труппы, организованной Гольдблатом из молодых цыган, грезивших об актерской карьере. Ему удалось сделать из этих свободолюбивых людей отличную профессиональную труппу, с ними он опробовал себя в роли худрука, режиссера, а впоследствии и автора художественного фильма. Потом был Биробиджанский ГОСЕТ, куда Моисей попал по рекомендации Михоэлса. За ним последовало назначение в Киевский ГОСЕТ,  где Гольдблат давал премьеры, несмотря на приближение немцев. Театр продолжил свою работу в эвакуации, а уже в 1945-м вернулся в город и тут же открылся для публики. Кампания против «безродных космополитов» положила конец существованию еврейского театра. Гольдблат руководил им и ставил новые спектакли до самого конца. После 1950 года он продолжил работать уже в русских театрах в Алма-Ате, затем в Харькове. В 1972-м Моисей Гольдблат эмигрировал в Израиль, где умер спустя два года. Посмотрите на его игру в чудом спасенном от уничтожения «Еврейском счастье»!