Еврей в истории. Владимир Мотыль

Режиссер вопреки

«Белого солнца пустыни» и «Звезды пленительного счастья» могло бы не быть, если бы Владимир Мотыль не был таким упорным и не получил однажды совет от Михаила Ромма хвататься за любой материал, который подвернется под руку, но снимать так, как подсказывает ему его талант и сердце.

Герой сегодняшней рубрики «Еврей в истории» снял всего одиннадцать фильмов, но без них история советского кинематографа много потеряла бы. Собственно, за первый из своих легендарных фильмов — «Женя, Женечка и «катюша» — Мотыль получил запрет на профессию. Зрители от шутливой истории про влюбленного рядового Советской армии были в восторге, а вот цензура сочла недостаточно выдержанным градус патриотизма в картине по совместному сценарию Мотыля и Окуджавы. Но режиссера это не остановило, он стал ждать следующего шанса, им стал посредственный сценарий на экспериментальной студии Григория Чухрая. Мотыль привел его в порядок и сделал шедевр — «Белое солнце пустыни». Фильм какое-то время провалялся на полке, а когда вышел на экраны, влюбил в себя всех и вся. 

«…как говорится, попала вожжа под хвост: все равно я шел к тому, чтобы реализовать себя в задуманном».

Владимир Мотыль родился в еврейской семье в маленьком белорусском городке 26 июня 1927 года. Его семья попала под каток сталинских репрессий, в результате из родных у мальчика осталась только мама, их вместе сослали на Урал. Там Мотыль впервые увидел кино, немые черно-белые фильмы стали для него мечтой. После школы он провалился на экзаменах во ВГИК, но от мечты не отказался — окончил Свердловский театральный институт. Работал, актером, режиссером и даже стал главрежем Свердловской киностудии, заочно окончил истфак, чтобы лучше работать с историческим материалом. Но Мотыль понимал, чтобы реализовать мечту, ему нужно большое кино. Он поехал в Москву и чудом получил ту самую аудиенцию у Михаила Ромма. Вскоре представился первый шанс — картина  «Дети Памира» на киностудии в Таджикистане: более отвратительного сценария режиссер не видел, но он взялся все исправить, и фильм удался. 

Вершиной карьеры стал оглушительный успех «Звезды пленительного счастья», и все же власть недолюбливала Мотыля вплоть до развала СССР. В новой России режиссеру тоже пришлось непросто, он был совсем не про конъюнктурное кино, но продолжал работать и хвататься за шансы. Владимир Мотыль умер в 2010 году, ему было 82 года. В этот год вышел его последний фильм — «Багровый цвет снегопада».