Еврейская мистическая драма ожила в библиотеке Петербурга

При поддержке РЕК открылась выставка к 110-летию пьесы «Дибук»

При поддержке Российского еврейского конгресса в Театральной библиотеке Санкт-Петербурга открылась выставка в рамках проекта «»Дибук» Семена Акимовича Ан-ского. К 110-летию создания», подготовленная Ассоциацией исследователей еврейской культуры «Петербургская иудаика». Проект стал победителем Четвертого грантового конкурса выставочных проектов и музейных инициатив, который РЕК провел в 2023 году.

Экспозиция посвящена истории создания, пожалуй, самой известной еврейской пьесы ХХ века, которая занимает особое место в истории и русского, и израильского театра. «Дибук» также считается одной из самых репертуарных пьес минувшего столетия. Спектакль по ней, поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году в студии «Габима», не сходил со сцены более сорока лет и стал классикой. По ее мотивам были написаны опера и балет, в 2023 году вышел мюзикл «Между двух миров» в постановке Нины Чусовой. В основе сюжета пьесы история любви Леи, дочери богатого купца, и бедного юноши Хонона, в которой оказались переплетены еврейский фольклор и мистика.

«Понятно, почему эта пьеса имела и имеет такой большой сценический успех. Потому что это вызов для исполнительницы главной роли. В какой-то момент актриса, играющая главную героиню, сохраняя свое лицо, костюм, ничего с ней не происходит, должна полностью поменять голос, пластику, манеру поведения. Она становится другим человеком», – рассказывает куратор выставки, руководитель Центра «Петербургская иудаика» Валерий Дымшиц.

Пьеса «Дибук» — главное произведение российского еврейского драматурга, этнографа и общественного деятеля Семена Ан-ского (настоящее имя Шлойме-Занвил Раппопорт, 1863 – 1920). В ее основе лежат фольклорные сюжеты и мотивы, собранные Ан-ским в экспедициях по местечкам «черты оседлости» в 1912 – 1914 годах. Первая редакция пьесы была написана для МХТ в 1914-м, но но поставлена не была, а сама рукопись почти столетие считалась утраченной. В начале 2000-х годов сотрудники библиотеки обнаружили ее в фонде театральной цензуры Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. Именно эта рукопись, ранее не выставлявшаяся, стала центральным экспонатом выставки.

Экспозицию дополняют архивные документы, посвященные театральной жизни пьесы. Также представлены уникальные фотографии, сделанные Соломоном Юдовиным в экспедициях Ан-ского (коллекция Ассоциации «Петербургская иудаика»), графика, эскизы, книги, фотографии и документы, связанные с постановками пьесы. Особый интерес представляет эволюция текста произведения от первого русского варианта через более поздние редакции на иврите (перевод Хаима Нахмана Бялика) и идише (автоперевод Семена Ан-ского) к сценарию фильма 1935 года, признанного вершиной кинематографа на идише.

Выставка продлится до 30 апреля 2024 года.

Четвертый конкурс грантов Российского еврейского конгресса на развитие музейных и выставочных проектов в области еврейской культуры определил победителей в августе 2023 года. Десять победителей, одним из которых стала выставка, выбрали члены экспертного совета при участии попечителя конкурса, члена бюро президиума РЕК академика Григория Ройтберга, и.о. президента РЕК Михаила Бройтмана и исполнительного директора РЕК Анны Бокшицкой. Всего на конкурс поступило более тридцати заявок, в том числе от одиннадцати государственных музеев. Среди участников и победителей не только еврейские организации, это позволяет «разгерметизировать» еврейскую культуру и расширить ее аудиторию.

БФ «Российский еврейский конгресс»

Крупнейший в России еврейский благотворительный фонд

ООО «Российский еврейский конгресс»

Общероссийская общественная организация