Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Еврейские триумфы на «Оскаре»: от Грегори Пека до Стивена Спилберга
Фильмы о расизме и антисемитизме, заслужившие признание Киноакадемии
Обозреватель «Еврейской жизни» Натаниэль Трубкин сопереживает великому режиссеру и вспоминает еврейских триумфаторов премии «Оскар» прошлых лет.
«Джентльменское соглашение» (Gentleman’s Agreement, США, 1947)
«Джентльменское соглашение» с главным красавцем золотого века Голливуда Грегори Пеком в главной роли — одна из первых серьезных попыток обличения расизма и антисемитизма в послевоенной Америке.
По сюжету, писатель Фил Грин притворяется евреем для написания материала об уровне антисемитизма в США. Юдофобские предубеждения общества постепенно превращают его жизнь в ад.
Фильм стал самым кассовым для студии Fox в 1948 году и получил премию «Оскар» в трех номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая актриса второго плана» и «Лучший режиссер». Любопытно, что еврейское руководство киностудии поначалу выступило против съемок фильма на столь острую тему. Им казалось, что проблему антисемитизма следует показать мягче.
«Энни Холл» (Annie Hall, США, 1977)
Эта романтическая комедия рассказывает об отношениях еврейского комика Элви Сингера в исполнении Вуди Аллена (он же — режиссер фильма) и его нееврейской подруги Энни Холл, которую сыграла актриса Дайана Китон.
Культовая сцена фильма, в которой семья Энни видит персонажа Аллена в образе хасида, включена Музеем еврейского народа (Израиль) в список величайших еврейских моментов в истории комедии.
Картина Вуди Аллена получила четыре премии «Оскар» за «Лучший фильм», «Лучшую женскую роль», «Лучшего режиссера» и «Лучший оригинальный сценарий» и была помещена в почетный Национальный реестр американского кино.
«Огненные колесницы» (Chariots of Fire, Великобритания, 1981)
Спортивная драма, завоевавшая две премии Каннского кинофестиваля, четыре премии «Оскар», включая победу в номинации «Лучший фильм», три премии BAFTA, запомнилась также талантливым и вдохновляющим саундтреком.
Сюжет основан на реальной истории соперничества и дружбы двух британских атлетов, представлявших Великобританию на Олимпийских играх 1924 года в Париже, — шотландского миссионера Эрика Лидделла и Гарольда Абрахамса, молодого еврея, позже совершившего головокружительную карьеру в спорте вопреки антисемитизму коллег.
Название картины вдохновлено строкой «Принеси мне мою огненную колесницу» из знаменитого стихотворения поэта Уилльяма Блейка, преобразованного в популярный британский гимн «Иерусалим», звучащий в конце фильма.
«Шофер мисс Дейзи» (Driving Miss Daisy, США, 1989)
История непростых взаимоотношений богатой американки еврейского происхождения и ее водителя-афроамериканца, снятая по пьесе, получившей Пулитцеровскую премию.
Действие картины происходит в Атланте в 50-е годы XX века в атмосфере царящих в южных штатах расовых предрассудков. Овдовевшая мисс Дэйзи с недоверием относится к своему новому темнокожему шоферу Хоуку, но со временем между ними возникает теплая дружба,
Фильм получил четыре премии «Оскар» за «Лучший фильм», «Лучшую актрису», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший грим» и сделал 80-летнюю актрису Джессику Тэнди старейшей актрисой, получившей на тот момент награду Киноакадемии.
«Список Шиндлера» (Schindler’s List, США, 1993)
Успех исторической драмы «Список Шиндлера», посвященной подвигу Праведника народов мира Оскара Шиндлера, помог режиссеру Стивену Спилбергу найти миссию своей жизни — сохранение памяти о Холокосте. Собранные в процессе съемок видеосвидетельства узников гетто и лагерей смерти дали толчок к созданию Спилбергом Фонда Шоа для более полной документации Катастрофы.
Черно-белая эпическая картина о спасении тысячи польских евреев собрала семь статуэток «Оскар», заняла достойное место в списке 100 лучших американских фильмов и открыла широкую дискуссию о Холокосте в мировом кино.
Спилберг вспоминал: «Моя бабушка преподавала в Цинциннати английский язык эмигрантам из Венгрии, пережившим Холокост. Мне было два или три года, и я сидел с ними за столом. Так я выучил цифры — люди, прошедшие через Освенцим, показывали мне номера у себя на руке».