Фаина Саневич: «Возрождаю еврейскую жизнь с 1996 года»

Мы поговорили с директором тульского хеседа о детстве в гетто, личных проблемах из-за антисемитизма и ее отношениях с подопечными центра

Фаина Саневич
Фаина Саневич. Фото из личного архива
Фаине Саневич 83 года. В тот момент, когда официально стартовала ее пенсия, она поняла: самое время заняться развитием еврейской благотворительности в Туле.

Созданный ей «Хасдэй Нэшама» теперь один из самых успешных в стране. Здание, которое удалось построить, эксперты сравнивают с зарубежными аналогами. А сама Саневич входит в число самых эффективных руководителей хеседов в России.

J-Life поговорил с ней о детстве в гетто, личных проблемах из-за антисемитизма и ее отношениях с подопечными центра.

– Фаина Перецовна, про вас говорят, что вы всегда тянулись к благотворительной деятельности благодаря семейным традициям. Расскажите, кто в вашей семье привил вам эту ценность?

– Я родилась в еврейском местечке в Винницкой области. Мы жили еврейским укладом, я выросла в соответствующей обстановке. Меня постоянно спрашивают: откуда вы знаете это или то? Вот мы построили в Туле хесед. Там есть и миква, и кошерная столовая, для меня это все понятные вещи.

Мои дяди не имели смиху (диплом раввина), но они вели службы в синагоге. У нас была двухэтажная синагога в местечке. Раньше еврейские семьи были большие и довольно бедные, так что учить могли только одного из детей, вот мои дяди как раз и были теми самыми детьми. Они 15 лет учили Тору. От них мне и передалось такое отношение к благотворительным делам.

– Ваше детство выпало на тяжелое военное время, вы с семьей провели его в гетто. Расскажите, удавалось ли вам и тогда соблюдать еврейские традиции?

– А у нас других и не было. Что такое местечко? Надо там пожить, чтобы понимать! Все евреи жили вместе, у нас была тысяча домов, во время войны препятствия были только бытовые — нехватка кошерных продуктов, кошерного мяса. 

Мы почему остались живы? Там, где прошел немец, там все евреи были уничтожены. Спаслись только те, кто был в эвакуации в Сибири или Средней Азии и на небольшом кусочке земли на Украине (где как раз были мы). Там главенствовали румыны, воевавшие на стороне Гитлера, поэтому мы остались живы.

– Они были более гуманны к евреям, чем немцы?

– Они были продажными, их можно было купить. Они меньше убивали… Да, можно сказать, были более гуманными. 

Такой факт не все знают: на Украину были депортированы румынские евреи. Они смогли откупиться от государства благодаря своим средствам. В результате где-то миллион человек оказался в стране, часть из них — в нашем местечке. Этим людям отдавали дома, нам оставляли только маленькие комнатки. 

– Так как вы в итоге начали работать в благотворительности?

– Я все начинала с нуля, с волонтерами, все делала сама. Как я уже сказала, от рождения я жила еврейской жизнью, это было во мне, я прошла гетто, поступила в институт во времена страшного антисемитизма. Я не могла поступить туда, куда хотела, хотя у меня была золотая медаль. Я кланяюсь в ноги Горбачеву за перестройку. Он открыл для нас синагоги, он дал возможность возродиться еврейской жизни.

В Туле до войны было три синагоги, все их снесли. В результате ничего, кроме уникального еврейского кладбища, в городе не осталось. Поэтому по реституции мы не могли ничего получить.

У меня вся семья религиозная — муж, дети с пяти лет постились в Йом Кипур. Так что мы всей семьей стали заниматься еврейской благотворительностью. Никаких зарплат не получали, о деньгах и речи не могло быть. Мы собирали евреев, в 1995 году я уже сделала базу данных на 1500 человек. Они тянулись к нам. Дом для центра мы построили на пожертвования простых туляков, нам никто не помог, ни один фонд.

Я на пенсию не выходила вообще! В 1996 году я вышла на пенсию официально и начала новую работу — по возрождению еврейства. И вот возрождаю в Туле еврейство уже больше 25 лет.

Фаина Саневич
Фаина Саневич. Фото из личного архива

– Выстраиваете ли вы личные отношения с кем-то из подопечных? Был ли кто-то, кого вы запомнили на всю жизнь? Какая-то история, которая особенно тронула вас?

– Как говорит мой сын, раньше я работала с людьми, а теперь, к сожалению, с бумагами. Когда в 1990-е к нам в центр приехал Леонид Колтон (директор «Хэсэд Авраам». – Прим. ред.) и увидел наших подопечных, а они все приходили в столовую аккуратно одетые и с прическами, он спросил: «Где вы смогли набрать всех этих людей?» А я знала лично каждого! Я заботилась о них, приходила к ним, а потом многие из них в знак благодарности завещали нам свои квартиры.

Помню одну женщину по фамилии Канарш, она была заведующей библиотекой, семь пядей во лбу, абсолютно одинокая. У нее нашли камень в почках, в больнице говорили о необходимости операции. Мой сын, будучи врачом, осмотрел ее и выписал лекарства. Чтобы она не тратила деньги, я оплатила их. Я знала, что при зарплате библиотекаря у нее нет возможности покупать такие препараты. И можете себе представить — через месяц от камня ничего не осталось, операция отменилась!

Я все время находила таких людей. Многие становились мне как родные. Другой даме я на свои деньги наняла сиделку, сама варила ей супы, мы до сих пор ухаживаем за ее могилой. У меня таких историй миллион!

– А как можно обратиться в вашу организацию? Какие нужны документы для этого?

– Как я принимаю людей? Вот приходит ко мне человек и говорит: «Я еврей, но у меня документов нет». Раньше мой муж занимался такими, помогал им искать документы, даже оформлял многим немецкую пенсию. 

Мне, честно говоря, некогда, да и возраст уже не тот. Я говорю им: «Пишите мне свою биографию, как можно более детально». Они пишут, я ее подписываю, раввин ее подписывает, и мы берем человека в базу данных. 

– Вы производите впечатление человека с атомной энергией — взяли и открыли центр, взяли и построили дом, взяли и создали базу. Откуда вы черпаете силы?

– Все годы меня за ручку ведет Всевыш-ий, я чувствую его помощь постоянно, он дал мне хороших родителей, мужа, замечательных сыновей — один из них онколог, возглавляет нашу синагогу, очень религиозный человек и дети у него еще более религиозные, чем он. Внук женился на дочери раввина. Семья и есть мой главный источник энергии и сил.

– Как вы полагаете, что будет с благотворительностью и фандрайзингом в России в ближайшее время?

– Я думаю, что человек создан в первую очередь для того, чтобы отдавать, а потом брать.

Эта цдака будет всегда и везде. Я никогда ничего не прошу ни у кого. Наш дом (говорят, таких даже за рубежом практически нет) построил самый богатый еврей Тулы, он вложил 50 миллионов рублей. Этот же человек делал для нас школу в губернаторском доме, которому уже 150 лет, это памятник культуры. Люди сами приходят и все дают. Это никогда не переведется.

– Как вы планируете отмечать 9 мая?

Наш центр интернационален, сегодня к нам придут 60 человек на празднование Дня Победы, все они разных национальностей.

Когда в 1998 году мы праздновали 9 Мая, я не могла даже поместить всех участников войны, тогда пришли 130 человек. Сейчас в Туле их уже не осталось, все умерли. Но мы зачитаем их имена вслух.

Тульский благотворительный центр «Хасдэй Нэшама»

Общественная организация Тульской области

персоны
Саневич Фаина Перецовна

Президент Тульского областного еврейского благотворительного центра «Хасдэй Нэшама», председатель регионального отделения ООО РЕК Тула