Хесед — это судьбы людей

Разговор с руководителем челябинского хеседа

Альберт Наумович Рухман
Анатолий Дидык, сын Гитл Вайнман: «Меня спускали на веревке в колодец, спасая от нацистов!»

Слово хесед в переводе с иврита значит «любящая доброта», а нэхама — это «утешение, отрада». «Хэсэд Нэхама» — так называется Челябинский городской благотворительный общественный фонд (ЧГБОФ). Участниками его программ, охватывающих все слои еврейского населения, являются около трех с половиной тысяч человек, из них почти две тысячи получают адресную помощь в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Наш собеседник Альберт Наумович Рухман, бессменный руководитель Челябинского городского благотворительного общественного фонда «Хэсэд Нэхама».

В его семье хранительницей еврейских традиций была бабушка Блюма Айзековна, которая родилась в белорусском местечке. Бабушка плохо говорила по-русски, ее родным языком был идиш. К празднику Песах она всегда, даже когда это запрещалось, выпекала мацу. Раскатывала тесто тонкими пластами и делала дырочки с помощью самодельного инструмента — колесика на деревянной ручке. Внуку давалось важное поручение — развезти мацу по знакомым. Идиш он не знал, понимал лишь отдельные слова. 

Но настоящий интерес к еврейским обычаям, традициям и культуре пришел к Альберту Наумовичу уже во взрослом возрасте вместе с осознанием национальной идентичности. Как только в начале 90-х в Челябинске открылась еврейская воскресная школа, он сразу отвел туда своих детей, чтобы они приобщались к истокам.

— В 1995–1996 годах, когда в Челябинске открылся филиал РЕК, меня назначили исполнительным директором. Годы были тяжелые, и к нам за поддержкой начали обращаться люди. Нужны были лекарства, питание, одежда. В попечительский совет входили бизнесмены. Тогда и было принято решение создать общественную организацию для помощи членам еврейской общины. Челябинский городской благотворительный общественный фонд «Хэсэд Нэхама» был основан в августе 1998 года.

Сохранение истории, культуры и исторической памяти еврейского народа — одна из задач хеседа «Нэхама». Программы фонда работают в городе Челябинске и 16 населенных пунктах Челябинской области, Курганской области и Республике Башкортостан. В деятельности активно участвуют волонтеры. Это руки и сердце «Нэхамы». 

— Программы хеседов, которые действуют в России, очень похожие, но у каждого фонда есть свое лицо, — убежден Альберт Рухман. — Нашим приоритетом является улучшение материального положения социально незащищенных слоев населения, охрана здоровья пожилых людей и детей-инвалидов. Это и разнообразная медицинская поддержка, включающая лекарственное обеспечение, прокат реабилитационного оборудования, и уход на дому для тех, кто нуждается в посторонней помощи, и организация питания. 

Суть в том, что фонд не подменяет городские структуры, те же социальные службы, а предоставляет услуги, которые не может дать государство. 

Хесед «Нэхама» делает многое, чтобы увлечь семьи жизнью еврейской общины. Человек любого возраста может найти для себя что-то нужное и интересное. Даже те, чей мир в силу разных причин ограничен четырьмя стенами, не чувствуют себя на обочине жизни. Когда фонд запустил программу «Заботливая связь», обучающую пенсионеров элементарной компьютерной грамотности и умению пользоваться современными гаджетами, оказалось, что это очень востребовано. Пожилые люди подключаются к конференциям и лекциям. Возрастных ограничений нет. Самой старшей участнице этого уже 96 лет, недавно она научилась пользоваться смартфоном.

Фестивали национальных культур, этнографические и фольклорные очень популярны в нашем городе. Мы активно участвуем во многих программах: Гражданский форум «Челябинск многонациональный», «Соцветье дружное Урала», Общественный вернисаж, Дни родного языка. Помогаем готовить фестивали в школах и вузах.  Участвовали в организации музыкальных фестивалей «Арфа Давида» и « Колыбельные на разных языках». Это книжные выставки, стихи, песни на разных языках, рассказы о событиях истории еврейского народа.

Но хесед — это не только просветительские программы. Ничто не вносит столько радости в будни, как праздники. Их любят за возможность общения, за приятную атмосферу, за еврейский национальный колорит и погружение в традиции. У многих именно через праздники приходит осознание своего еврейства.

При этом фонд не является закрытой организацией, рассчитанной исключительно на «своих». «Хэсэд Нэхама» строит связи со всеми национально-культурными центрами города и области, общественными организациями.

К примеру, ежегодно проводится Общинный фестиваль еврейской книги (ОФЕК). Его цель — популяризация еврейской культуры для всех, кому это интересно. Таких людей на Южном Урале много. 

Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама
Фото: Хэсэд Нэхама

Уже почти полтора десятка лет, с января 2009 года, реализуется программа по изучению истории народов Урала, памяти Холокоста и предупреждению ксенофобии — «К толерантности шаг за шагом». Проводятся обучающие семинары для учителей города Челябинска и области, Недели памяти, фестивали национальных культур, мероприятия в школах.  

Без сохранения исторического наследия народ погибает. Он обречен. Это остро ощущает каждый человек еврейского происхождения.

Память поколений поддерживается в проектах «Музей» и «Семейный альбом». Это старые фотографии, документы из личных, семейных архивов, предметы быта, старинные книги. Из таких раритетов создаются альбомы и музейные экспозиции. Записываются воспоминания, личные истории, монтируются видеофильмы. Это — вехи памяти еврейского народа.  

В эту память навечно вписаны имена людей, которые во время Великой Отечественной войны, рискуя жизнью, спасали евреев. Дети, которых они прятали долгие дни и ночи фашистской оккупации, выжили и стали продолжением своих семей, уничтоженных в нацистском аду. Сотрудники и волонтеры фонда уже много лет занимаются сбором анкет для Программы сохранения имен музея «Яд Вашем» (Израиль). Итог солидный — 1700 анкет.  

Среди тех, кто благодаря этой скрупулезной работе был удостоен звания Праведник народов мира, и Лукия Севастьяновна Калинчук. Она спасла жизнь еврейского мальчика Анатолия Николаевича Дидыка. Украинская колхозница прятала его на протяжении всей оккупации в украинском селе Шепиевка, Калиновского района Винницкой области.

Анатолий Николаевич никогда не забывал о том, что своим спасением обязан этой мужественной женщине. И когда в 2013 году из статьи в газете «Идуд Хасадим» (печатный орган Межрегиональной ассоциации хеседов России) он узнал о том, что существует звание Праведник народов мира, сразу решил, что будет добиваться увековечивания имени своей спасительницы Лукии Калинчук. Но без помощи сотрудников хеседа «Нэхама» ему было бы намного труднее осуществить свою задачу.

Он родился в апреле 1939 года в селе Пиково Винницкой области в семье Николая Дионисьевича Дидыка и Гитл Яковлевны Вайнман. Когда началась война, мальчик был совсем маленьким, ему только пошел третий год. Немецко-фашистские войска оккупировали Винницкую область уже в конце июля 1941 года. Началось массовое уничтожение евреев. Погибли десятки тысяч человек. 

Из семьи Гитл Вайнман выжить не удалось никому. Фашисты убили ее родителей Якова и Эстер. Ее брат погиб на фронте. Он был летчиком. Гитл Яковлевну год прятали сельские учительницы, пока кто-то из жителей ее не выдал. Нацисты ее расстреляли.

Отец Анатолия Николаевича прошел всю войну. Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия. Он воевал в составе особых войск бронетанковой механизированной дивизии. За то, что выносил раненых с поля боя в Будапеште, был награжден самой ценной среди фронтовиков медалью «За отвагу». 

Маленького еврейского мальчика спасла от смерти колхозница Лукия Севастьяновна Калинчук. Она рисковала не только своей жизнью. Все знали, что за укрывательство евреев нацисты безжалостно расстреливали всю семью. 

Детские воспоминания Анатолия Дидыка отрывочны, они больше похожи на стоп-кадры из документального фильма. Ребенок, которого часто приходилось перепрятывать, видел мир через щелку. У него не было ни спичек, ни фонарика. Он постоянно жил в темноте и никогда не играл.

Память ребенка избирательна. В ней запечатлелись события, которые мальчику казались важными и необычными. Однажды под ним сломалась ветхая ступенька, и он упал. Запомнилась мельница, потому что там жили летучие мыши. Еще была кошка, которая приходила и уходила. Ползали муравьи. А однажды на лыжах в дом Лукии Севастьяновны пришел человек. Маленький Толя знал руки тети Лукии, а руки, которые он увидел через щель, были чужими.  

Мальчика то и дело переводили из одного места в другое. Кто-то вел его за собой или нес на руках. Иногда его везли на санках, прикрыв сверху дровами для маскировки. Ребенок войны молчал, он ни разу не закричал и не заплакал. Инстинктивно чувствовал, что нельзя себя выдать ни голосом, ни движением. 

Очень редко, всего три раза за год, его навестила мама. Она приходила к Лукии, когда немцы уезжали в другие села. Но каждая встреча была сопряжена с огромным риском и разрывала сердце. 

Ребенка скрывали в разных местах: брошенных срубах, в подполе, яслях для скота, на мельнице и даже в колодце. Перед войной, весной 1941 года, ходили по селам люди, которые делали колодцы. Если не находили воду, колодец не заваливали, а просто бросали. Лукия Севастьяновна попросила людей, которым доверяла, расширить колодец, чтобы прятать там сына Гитл. 

Лукия Севастьяновна Калинчук и Анатолий Николаевич Дидык. Фото: Хэсэд Нэхама

Из воспоминаний Анатолия Дидыка: «Я помню, на веревке меня спускали. И еще помню ясли и какой-то деревянный сруб и мельницу. Убежища самые разные были. Перед войной пошла молва, что у людей будут все отбирать. Поэтому делали такие траншеи для хранения овощей, у них всегда вверху был люк. Огромный огород, где росли лен, ревень, кукуруза, подсолнухи. А дальше кусты крыжовника и красной смородины, груши, сливы, вишни. Все это помогало скрывать тайники».  

Лукия Севастьяновна не хотела вспоминать войну, для нее это было слишком тяжело. О том, что она пережила, рассказывали ее дети и соседи. Она сама никогда не считала, что совершила подвиг во имя спасения еврейского мальчика. 

Она была колхозницей, первым механизатором, работала на молочной ферме, на сахарных полях. В мирное время неоднократно избиралась народным заседателем и всегда заступалась за людей.

Отец Анатолия Николаевича вернулся с войны. Он всю жизнь работал в селе учителем, преподавал физику, математику, физкультуру, труд. В школах учителей-мужчин было мало, а после войны особенно. Николай Дионисьевич пользовался огромным уважением у односельчан. Кроме преподавания, он десять лет был директором школы. Они с сыном жили в школьной пристройке. 

Анатолий Дидык окончил сельскую школу и техникум, по комсомольской путевке поднимал целину в Казахстане и никогда не забывал об украинской колхознице из села Шепиевка, которой был обязан спасением от верной смерти.  

Лукия Севастьяновна Калинчук прожила долгую жизнь. Она умерла в 1995 году в возрасте 87 лет. В мае 2015 года была удостоена звания Праведник народов мира. 

Благотворительный центр «Хэсэд Нэхама»

Челябинский городской благотворительный общественный фонд

Ассоциация «Идуд Хасадим»

Межрегиональная Ассоциация по оказанию благотворительной помощи

персоны
Рухман Альберт Наумович

Директор БФ «Хэсэд Нэхама», член регионального отделения ООО РЕК Челябинск

Калинчук Лукия Севастьяновна

Почетное звание «Праведник народов мира»