День в истории. Ида Рубинштейн

«Я не могу идти рядом с кем бы то ни было. Я могу идти только одна»

Необычная еврейская красавица, покорившая Петербург и Париж, родилась 3 октября.

Ида Рубинштейн жила так, как будто правил не существует, — обнажилась перед петербургской публикой начала ХХ века в роли Саломеи, стала великой актрисой, не имея актерского таланта, выходила на сцену вместе с Павловой и Нижинским, не имея балетного образования, ставила в Париже постановки, затмившие Дягилева. Сегодняшнюю героиню рубрики #деньвистории одни современники превозносили за ее таланты, другие — обличали за бездарность. 

 

Ида Рубинштейн родилась 3 октября 1883 года в Харькове, в богатейшей еврейской семье Российской империи, она рано осиротела и воспитывалась в семье родственницы в Петербурге. Девушка получила прекрасное образование, в числе прочих занятий были танцы, которые давались ей хуже всего. И тем не менее Иду привлекал именно театр. Громадное наследство, полученное от умершего отца, позволило ей не только обучаться искусству танца и декламации, но и нанять лучших мастеров для своей первой постановки, и все же первый выход Иды на сцену в роли Антигоны в 1904 году провалился. Это не остановило ее, после паузы в три года Ида готовилась сыграть Саломею, над спектаклем работали Лев Бакст, Всеволод Мейерхольд, Александр Глазунов, Михаил Фокин. Постановка была запрещена, но Ида все же выступила с отрывком из нее — «Танцем семи покрывал», по окончании которого на актрисе оставалась лишь несколько ниток бус. Публика была заворожена новаторской смелостью работы. 

 

Вскоре карьера Рубинштейн чуть не закончилась — родственники осознали серьезность намерений девушки пойти по актерской стезе и отправили ее в лечебницу для душевнобольных. Иде удалось выбраться оттуда благодаря фиктивному браку, за которым последовал развод. После этого она стала окончательно свободной и отправилась покорять Париж. По совету уже работавших с Идой Фокина и Бакста Дягилев взял ее на роль Клеопатры. Высокая, худая, без тени румянца на лице, с копной черных волос и яркими чертами лица Ида не вписывалась в традиционные каноны красоты — она задавала новые, парижанки стремились ей подражать, художники писали ее портреты. После работы у Дягилева танцовщица выступала с собственными антрепризами, в том числе играла главную роль в пьесе-мистерии «Мученичество Святого Себастьяна», снималась в кино, путешествовала. 

 

Все переменилось незадолго до начала Второй мировой войны, в 1939-м Ида сыграла свою последнюю роль, вскоре она была вынуждена переехать в Лондон, где в корне изменила свою жизнь и стала работать медсестрой в госпитале. После войны она какое-то время была переводчицей в ООН, а затем поселилась на Французской Ривьере, где умерла в 1960 году в возрасте 76 лет. Несмотря на противоречивость своего образа, Ида Рубинштейн стала легендой, благодаря ей культура ХХ века обогатилась целым рядом выдающихся произведений — так, по ее заказу Равель сочинил «Болеро», а Стравинский — «Персефону».