«Исход»: метафорический пляж, игры подсознания и немножко фрейдизма

Гид по премьере обновленного театра «Шалом»

28 и 29 апреля, 12 и 13 мая в Московском еврейском театре «Шалом» премьера –  спектакль «Исход» по пьесе Полины Бородиной. Это первая премьера обновленного «Шалома» после того, как в декабре театр возглавил режиссер Олег Липовецкий. В ролях заняты актеры театра и приглашенные артисты: Дмитрий Уросов, Антон Ксенев, Антон Шварц, Анна Котляр, Янина Хачатурова, Вероника Патмалникс, Александр Мокроусов. Так как здание «Шалома» на Варшавском шоссе на ремонте, премьера пройдет на Симоновской сцене Театра Вахтангова.

Обозреватель J-Life Натаниэль Трубкин пообщался с создателями премьерного спектакля  шестикратным номинантом «Золотой Маски» режиссером Петром Шерешевским и его постоянными соавторами — композитором Ванечкой из Оркестра приватного танца и художником Надей Лопардиной.

«Исход»: метафорический пляж, игры подсознания и немножко фрейдизма

ПРИ ЧЕМ ТУТ ЕВРЕИ И МОИСЕЙ?

Главный герой пьесы Полины Бородиной «Исход» потерял память и живет в сумасшедшем доме. Автор проводит метафорическую параллель между сегодняшним героем – жителем мегаполиса и библейским Моисеем, выведшим свой народ из египетского рабства. Петр Шерешевский рассказывает: «Было очень сложно понять, какой материал предлагать театру «Шалом». Потому что ставить спектакль на еврейскую тему о геноциде или об ущемлении еврейского народа в таком театре мне кажется тавтологично. С пьесой «Исход» мы нашли хороший выход, с одной стороны, в ней есть и еврейская и библейская темы, а с другой стороны это не выглядит спекуляцией на данной площадке». Кстати, в этом году Петр Шерешевский дважды представлен в номинации «Работа режиссера» национальной театральной премии «Золотая Маска» за спектакли «Таймаут» театра «Красный факел» из Новосибирска и «Дания тюрьма» петербургского Камерного театра Малыщицкого.

В ПЬЕСЕ – БОЛЬНИЦА, НА СЦЕНЕ – ПЛЯЖ. ТАК НАДО?

Художник Надежда Лопардина объясняет: «Как только появилось понимание, что действие происходит на пляже, дальше нам стало все можно. Начали мы вообще с пляжа девятнадцатого века, почему-то это возникло… Через полчаса это уже был пляж со сковородкой, плитой, кроватью, пианино и качелями. То есть это пространство стало само себя населять. Это метафорический пляж, такие подсознательные игры и немножко фрейдизм. От настоящего пляжа у нас остались только кабинка для переодевания, бревно и песок. Мы изначально понимали, что засыпать сцену настоящим песком – это адский ад и много пыли. У Петра уже был опыт работы с пластиковыми гранулами, но они всегда разные. В этот раз они оказались прямо-таки белоснежными и так круто хрустят. Кто-то думал, что это соль, как будто мы морской соли насыпали. И в этом тоже есть свой кайф».

«Исход»: метафорический пляж, игры подсознания и немножко фрейдизма

МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЮ: ЧТО В НЕЙ НЕОБЫЧНОГО?

Композитор Ванечка отвечает на этот вопрос так: «Наш Оркестр приватного танца  – это условное творческое объединение, в котором я создаю музыку. То есть вот он,  все, что сейчас происходит на сцене – это и есть Оркестр приватного танца. Мне нравится работать с актерами, которые сами по себе не являются профессиональными музыкантами. Иногда можно найти совершенно новое, необычное звучание, не оглядываясь ни на какие музыкальные законы. То есть нас не сдерживают рамки правильности. Нас вообще ничего не сдерживает».

Спектакль «Исход»

28, 29 апреля, 12, 13 мая в 19:30

Симоновская сцена Театра Вахтангова

(Калошин пер., дом 10, стр. 2)

Билеты на сайте https://shalom-theatre.ru

«Исход»: метафорический пляж, игры подсознания и немножко фрейдизма