Как евреи оказались в Вавилоне?

История Вавилонского пленения

Фото: Wikimedia Commons
На Пурим мы вспоминаем, как евреи, проживавшие в Древней Персии, сумели избежать массовой гибели. Погодите, а как евреи вообще там оказались? И причем тут Вавилонское пленение? Давайте разбираться вместе.

Вавилонское пленение

Для начала необходимо отметить, что между традиционной еврейской датировкой этих событий и вариантами датировки, применяемыми историками, существуют значительные расхождения. Для удобства в тексте мы использовали один из вариантов датировки по григорианскому календарю, распространенный в научной среде. 

В 598 году до н.э., вавилонский престол занял Навуходоносор, который вскоре после воцарения покорил Иудею. Некоторое время местное население исправно платило дань, однако в конечном итоге взбунтовалось против захватнической власти. Бунт, увы, окончился трагически — в 586 году до н.э. Навуходоносор штурмом взял Иерусалим и разрушил Первый Храм. Тысячи евреев были отправлены в вавилонский плен. На месте бывшего Иудейского царства возникла провинция Иехуд, полностью подконтрольная Вавилону.

Как это ни удивительно, находясь в Вавилоне, евреи сумели сохранить свою веру и традиции. Власти предоставили евреям автономию, позволявшую им самостоятельно решать внутренние вопросы общины, так как Вавилон был заинтересован в первую очередь в получении налогов с подданных, а не в их ассимиляции. Евреи проживали преимущественно в центральной и южной частях Месопотамии. Значительная часть еврейского населения осела в плодородном сельскохозяйственном регионе Ниппур, где они могли возделывать земли и вести относительно безбедную жизнь.

Евреи сумели не только встроиться в жизнь Вавилонского царства, но и сохранить преемственность рода Давида. Изгнанный из Иерусалима вместе со своими подданными царь Иоаким стал в Вавилоне лидером еврейских изгнанников. После смерти Иоакима эту роль стал выполнять его сын Шалтиэль, а внук Шалтиэля, Зерубавель, стал, в свою очередь, лидером еврейской общины Вавилона. Еврейские мудрецы изучали Тору, а бывшие храмовые служители стали духовными лидерами общины. Казалось, что жизнь евреев на новом месте наладилась.

Смена власти в Вавилоне

В 556 году до н.э. в результате дворцового заговора царем Вавилона стал арамейский сановник Набонид, стремившийся ослабить влияние гражданско-храмовых общин и сделать арамеев чем-то вроде титульной нации, главной опорой государственной власти. Прежнее жречество вавилонских храмов заменялось новым, более лояльным новому правителю, важные элементы традиционного религиозного культа Вавилона игнорировались или переосмыслялись так, как было удобно и угодно новой власти.

Узурпаторская политика Набонида встретила массовое неприятие вавилонского населения. Поэтому, когда примерно в 539 году до н.э. в Вавилонское царство вторгся персидский царь Кир II, его встречали не как захватчика, но как спасителя и освободителя. Вавилон полностью покорился персам и стал автономной частью Ахеменидской державы.

Кир II стремился покровительствовать народам, населявшим бывшее Вавилонское царство, дабы упрочить свою власть и заручиться их поддержкой. В первый же год царствования он издал эдикт, позволивший депортированным евреям вернуться на родину. Согласно Книге Ездры, после издания документа в Иудею приняло решение вернуться более 40 тысяч евреев. Во многом благодаря Киру II к 516 году до н.э. евреи сумели отстроить Второй Храм, который в дальнейшем функционировал почти 600 лет, до 70 года н.э. В то же время многие евреи осели в Месопотамии, решив не возвращаться на историческую родину, а некоторые переселились в другие регионы Ахеменидской державы. 

Царь Артаксеркс (Ахашверош)

В 486 году до н.э. персидским царем стал Асвир, внук Кира II. В греческом его имя сохранилось как Артаксеркс или Ксеркс, а евреи стали называть его Ахашверошем. 

Согласно еврейскому мидрашу, его первая жена Астинь, известная нам как Вашти, правнучка Навуходоносора, выступала против любых поблажек для евреев в связи со строительством Храма, сделанных Киром II, и настояла на том, чтобы царь запретил строительные работы в Иерусалиме. Ахашверош так и поступил. 

Именно этому, согласно мидрашу, и был посвящен 180-дневный пир, с которого начинаются события, описанные в Свитке Эстер. Подробнее о нем мы расскажем в нашей следующей публикации.