Как отмечают Пурим и чему учат детей в иудаизме

Репортаж из еврейской общины Краснодара

Фото: Архив еврейской общины Краснодара
В издании «Юга» вышел репортаж о том, чем община Краснодара живет сегодня. Какие духовные ценности привлекают в еврейство молодежь, чем им важен брак с единоверцем и супружество вообще, каких традиций придерживаются еврейские мужчины в наши дни.

Журналистка София Дибияева посетила занятие молодежного клуба с раввином Менделом, побывала на двух празднованиях Пурима и увидела, как работает детсад для детей евреев. Публикуем выдержки из материала.

День первый. Занятие с молодыми

«Отец женил меня с 12 лет»

Сначала я посетила еженедельное занятие с еврейской молодежью (от 20 до 30 лет). Молодежный клуб при краснодарской синагоге на Кузнечной ведут две девушки — Илана и Авиталь. Они продумывают программы встреч. Девушки проводили меня в большой молельный зал с множеством книг.

Занятие началось с игр. Все разделились на команды, поочередно вытягивали бумажки со словами и рисовали их значения на доске. Термины касались Ветхого Завета и еврейских традиций. Например, кто-то нарисовал рог животного — евреи называют его шофаром и трубят в него во время синагогального богослужения в праздники.

Рисовали еврейское бракосочетание — хупу. Как объяснила Авиталь, лишь после хупы человек обретает целостность вместе с супругой или супругом, так как брак в иудаизме — исполнение Божественного предназначения.

Я спросила у парней и девушек о планах на семейное будущее:

«Я пришла в синагогу в 2018 году, с жутким протестом, в память о своей бабушке, которая умерла годом ранее. Она прожила тяжелую жизнь, и с ней рядом не было тех, кто ввел бы ее в еврейство, поэтому сейчас чувствую огромную ответственность за свое потомство. Для меня отличный пример семьи — взаимоотношения нашего раввина Мендела с рабанит Ханной, его женой. Вопрос о выборе супруга до меня доходил долго. Осознанно я пришла к нему год назад. Происходит сильная ассимиляция, и наша задача — не разбавить, а укрепить. У меня не может сейчас быть другого мнения, потому что вся моя жизнь — это еврейство. Я просто не могу, не имею права и не хочу думать по-другому», — заявила Илана.

«Да, для меня важен именно полноценный еврейский брак. Ведь на протяжении многих поколений, вопреки всем репрессиям и лишениям, наш народ сохранял еврейство. А сейчас, в благополучных условиях, идет большая ассимиляция и утрата еврейских корней. Я рос в еврейской семье, где еще до моего рождения нашептывали: важно иметь супругу своей национальности. Отец ратовал за то, чтобы я нашел себе жену-еврейку. Он начинал меня женить с 12 лет, грубо говоря. Так или иначе любое воспитание навязывает определенные ценности, рано или поздно и я начну навязывать это своим детям», — признался Габриэль, член молодежной еврейской общины Краснодара.

Искушение туризмом и осознанность постов

Раз в год участникам «молодежки» со всех городов РФ предлагают посещать разные страны. Многие из моих собеседников уже побывали в Марокко, Швейцарии, Испании, Франции, Монако, Италии, Хорватии, Австрии, Польше, ОАЭ, а сейчас собираются в необычное путешествие по Турции с неделей на круизном лайнере.

Членам общины поездки и другие бонусы бесплатны. Но их получают только евреи по материнской линии — по ней законы иудаизма определяют еврейскую национальность.

Фото: Архив еврейской общины Краснодара

Однако Габриэль сказал, что поездки его не привлекают, зато он развивается духовно — соблюдает основные заповеди и традиции:

«За много лет я ни разу не был в поездках, и от стипендий отказывался, но с детства хожу в синагогу: на Шаббат, на молодежные собрания, на праздники. Соблюдаю посты, тот же Йом-Кипур или Судный день — самый мощный пост. Праздники почитаю, тфилин надеваю по утрам. То есть утро мое начинается с молитвы, прошу у Бога здоровья для родных и близких, мира прошу».

О том, как поездки привлекают евреев, рассказала Илана:

«Как истинную путешественницу, эта возможность меня радует, но это не первостепенное. Наверное, в общине могут быть и корыстные случаи, но в большинстве своем и у меня прослеживается духовный рост. Я так же соблюдаю Йом-Кипур — многие побаиваются его физиологически, но я очень ждала и рада, что пришла к нему осознанно, без навязываний. Еще зажигаю свечи каждую пятницу перед Шаббатом, знаю молитвы на омовение рук: когда человек спит, его душа поднимается наверх, а в молитве мы благодарим Всевышнего за то, что вернул нам жизнь, дал пробудиться. И последнее время стараюсь не мешать мясные продукты с молочными».

Женские и мужские заповеди в иудаизме

По Ветхому Завету, между двумя полами нет разницы относительно запрещающих заповедей, но женщины в иудаизме — создания более совершенные. Поэтому они освобождены от повелительных заповедей, связанных со временем и исключительным самосовершенствованием.

Например, еврейской женщине не нужно ежедневно изучать Тору. Кроме того, женщинам не следует носить мужские элементы одежды, так же как и мужчинам — женские. При этом ритуально-обязательных аксессуаров у мужчин больше, чем у женщин. Тфилин, кипу и цицит (сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды) женщины не носят: «Да не будет мужского предмета [одежды] на женщине, и не наденет мужчина женского платья» (из Торы).

Из правил, касающихся только женщин, обычно выделяют три основные заповеди:

— отделение халы от субботнего хлеба;
— зажигание субботних свечей;
— соблюдение ритуальной чистоты во время менструации и после нее.

Shalom vs. Balenciaga, скромность и богоизбранность

Пока беседовали с Иланой и Габриэлем, в синагогу приехал раввин Мендел. Темы обсуждения обычно приурочены к приближающимся праздникам или постам, но если они нескоро, раввин говорит об исторических личностях, значимых для еврейской культуры. В этот раз Мендел рассказал о военачальнике и лидере испанского еврейства XI века Шмуэле а-Нагиде. Он занимался поэзией, грамматикой и изучал Галаху — законы Талмуда, регламентирующие религиозную, семейную и общественную жизнь верующих. Раввин подчеркнул:

«Он был мудрым человеком, которому доверился народ. Руководство войском не мешало ему возглавлять еврейскую общину, принимать людей и помогать им».

На дискуссии говорили о внутреннем стержне, моральной силе и скромности. Последнее качество отличало Шмуэля а-Нагида, что, по мнению Мендела, и привело его к успеху.

Обсудили, что заповеди нужно не просто исполнять, а вникать в их суть. Также раввин напомнил, что главное зло — это безжизненность, равнодушие, холодность и отсутствие интереса:

«В начальных классах стоит волноваться за самого тихого, спокойного и равнодушного школьника — вот реальная проблема. А за ученика, который 10 раз повернулся к однокласснику, получил столько же замечаний и подергал соседку за косичку, нужно лишь порадоваться — в нем есть жизнь. Конечно, надо направлять его в правильное русло, но сама энергия — это знак успеха».

После беседы Илана и Авиталь предложили участникам нарисовать портрет современного еврея.

Фото: Архив еврейской общины Краснодара

Насчет избранности в иудаизме убеждены, что между евреями и Богом заключен завет, ведь на горе Синай Бог дал скрижали (заповеди) именно Моисею. Помощница раввина Шошанна уточнила, что богоизбранность — это большая ответственность и высокие требования:

«Да, Бог сделал нас своим народом, но сколько он потребовал взамен. Другим народам Всевышний дал 10 заповедей, а евреям — 613 заповедей, где около 200 — запрещающих. Это вовсе не привилегия, как считают многие».

Я спросила активистов, считают ли они себя особенными, ответы получились разными. Илана поделилась:

«Знаю, что так думать нельзя, но я настолько патриотична, что иногда и правда ощущаю себя не такой, как все. Точнее — у меня профдеформация: в титрах фильмов всегда ищу еврейские фамилии, в узорах заборов мне почти всегда виднеется звезда Давида, смотря телевизор, я сразу вычисляю еврейскую внешность. Но я очень даже люблю и других людей, независимо от их веры».

А Габриэль дал понять, что никаких особенных чувств не испытывает по этому поводу:

«Я врач, и для меня каждая жизнь — чудо. Да и клятва Гиппократа не позволяет мне разделять людей по национальным, религиозным или финансовым признакам».

День второй. Пурим

Кровавые истории и веселье

Мой второй день в общине выпал на Пурим, который в 2023 году праздновали с 6 на 7 марта. Он начинается в сумерках одного дня и заканчивается на закате следующего. По всем законам Торы, ежегодный праздник нужно отмечать так, чтобы все знали, почему устраивать пир на весь мир в этот день является Божьим наставлением.

Еще одна моя собеседница, Бэйла, рассказала, что в Пурим еврею следует выполнить четыре заповеди. Первая — чтение Свитка Эсфирь. В нем на иврите описаны гонения Амана на евреев и их спасение. Чтение свитка восхваляет Всевышнего за милость к евреям. Свиток читает раввин 15 минут, а остальные молча слушают.

Вторая заповедь — пожертвование бедным. Нужно дать двум нуждающимся хотя бы по одному подарку (деньгами или едой). Третья — подарки друзьям.

Четвертая заповедь говорит пить и веселиться «до упаду», как выразилась Бэйла. Выпивать следует, пока не перестанешь отличать друга от врага — вот такую символику вложили в данный процесс. Но отмечу, что последнюю заповедь почти никто и не выполнил, хотя кошерного вина было достаточно. Все просто: завтра — вторник, а на работу желательно идти в бодром состоянии.

Фото: Архив еврейской общины Краснодара

Раввин достал из деревянного чехла свиток, который он разворачивал с помощью нескольких мужчин. Мендел читал стоя, покачиваясь и расставляя акценты. Громко, напевая, чтобы молитва добралась до каждого гостя. Зал притих — лишь смех детей перебивал пение.

Спустя 10 минут чтец прибавил скорости. Ему помогали переворачивать свиток, и при малейшей запинке чтение подхватывал другой член общины, ведь если чтение прервется, придется начинать заново.

«Аман!» — твердо произнес раввин и топнул. Зал подхватил и продолжил топать ногами с трещотками в руках — так прогоняют образ, некогда угрожавший еврейскому народу. При любом упоминании Амана при чтении свитка народ свистит, трещит, топает, выражая нелюбовь и протест.

«С праздником! Хаг Пурим самеах!» — завершил раввин. Аплодисменты. Все приступают к трапезе, общению и веселью под «Хаву Нагилу» и «Семь сорок».

Кошерный пир и маскарад

Краснодарская община организовала празднество на 180 человек в «Точке Неба» на улице Карасунской. Шары с надписью «Веселого Пурима», отчетный фильм с участием раввина, инсталляция со словом Purim и — главное — кошерная кухня. Праздник не обошелся без национального десерта с говорящим названием. Уши Амана — традиционное треугольное печенье со сладкой начинкой, классическое блюдо на Пурим.

Согласно Торе, не кошерными могут быть: некоторые виды мяса, рыбы и морепродуктов. Также строго запрещено смешивать мясо с молоком. Иногда некошерны даже фрукты и овощи. Например, нужно «кошеровать» зелень: замачивать в соли и тщательно промывать — там обитают мелкие насекомые, которым, несомненно, нельзя попадать в организм.

Раввин Мендел пояснил:

«Мы есть то, что мы едим. Это наша кровь, это наш организм. К кошерной еде не относятся насекомые, плотоядные, хищные, то есть — животные, которые едят друг друга. Тора запрещает нам их как раз для того, чтобы человек не перенимал эту всеядность. Многие люди, не придерживаясь никакой религии, хотят вести здоровый образ жизни. И кашрут очень близок к этому».

Ведущий развлекал детвору, обещая подарки и сюрпризы. Гости решали, у кого лучше костюм? Джек Воробей, Гарри Поттер, был даже костюм подвальной крысы. Победила дружба. Раввин сочетал свои черные шляпу и пальто с забавным галстуком в оранжевых смайлах.

Шошанна растолковала, к чему этот карнавал:

«В Пурим Бог сотворил чудо, но не явное. Это было не как с Моисеем: море раздвинулось — вау! Это большая куча обстоятельств и удивительное схождение пазла. И в память об этом неявном чуде мы закрываем лица масками — будто за всеми мелочами скрывается сам Бог, который и творит чудеса каждый день. К тому же Эсфирь, будучи женой царя, скрывала свое еврейское происхождение. На иврите ее звали Хадасса, а Эсфирь — имя персидское. Приходилось скрывать, поскольку евреи жили на птичьих правах, в рабстве, так как персы захватили Иудею. Мы надеваем карнавальные костюмы в память о том, что евреям приходилось притворяться и скрывать, кто они».

Тем временем веселье идет полным ходом. Какое еврейское застолье без торгов? Ведущий выставил на аукцион картину с Эсфирь и Артаксерксом, нарисованную детьми в начале праздника. Начинали с 1000 рублей, а продали ее за 80 000. Эти деньги пойдут на развитие краснодарской общины.

День третий. Пурим для пожилых: анекдоты и консерватизм

Община не оставила без внимания пожилых, поэтому на третий день я снова отправилась в синагогу.

Заходила в здание вместе со стремящимися на праздник пожилыми людьми. Некоторые положили деньги в емкость под названием сдочница, производное от слова «цдака», — спонтанный акт доброй воли и этическое обязательство в иудаизме, проще говоря — благотворительность или пожертвование. Шошанна рассказала:

«Отдельно мы собираем некоторых членов общины. У них есть клуб «Золотой возраст». Люди от 60 лет объединены идишской культурой — одесские анекдоты и музыка. Клуб ведет Алла Басакина, она делает акцент не на самом иудаизме, а на идишско-ашкеназском наследии. Это наши именитые писатели и поэты, внесшие вклад не только в еврейскую, но и в культуру СССР, Российской империи и всего ближнего зарубежья, потому что они жили в таких условиях, когда о еврействе нужно было говорить без слова «еврей». Мы можем собирать пожилых на такие мероприятия только благодаря спонсорам. Это евреи разного происхождения: горские, грузинские, хасидские, марокканские. Любые. Благодаря этому мы можем вкусно кормить гостей, подарки им дарить, на такси домой отправлять. Мы благодарны нашим членам «Золотого возраста» и их поколению за то, что не потеряли свое еврейство, несмотря на все испытания».

Фото: Архив еврейской общины Краснодара

Всё по классике: столы накрыты кошерно, Свиток Эсфирь прочитан раввином, помещение соответствующе украшено, только вот гости постарше, и атмосфера иная.

Басакина предложила гостям рассказать еврейские анекдоты, чтобы задать тон застолью.

Командир хочет наградить трех разведчиков: русского, украинца и еврея. Спрашивает русского:

— Что ты хочешь: 100 рублей или медаль?
— Медаль.
Спрашивает украинца:
— 100 рублей или медаль?
— 100 рублей!
Спрашивает еврея:
— Что хочешь? Медаль или 100 рублей?
— А сколько стоит медаль? — уточняет еврей.
— 10 рублей.
— Не могли бы вы мне дать медаль и 90 рублей?

Мужчина рассказал этот анекдот с ярким одесским акцентом, что заставляло меня внимательно вслушиваться в речь. Приглашенные от души посмеялись над анекдотом, а рассказчик смущенно вернулся за стол под дружные овации.

Далее дети разыграли мини-спектакль, перевоплотившись в Эсфирь, Артаксеркса, Амана и Мордехая. После этого скрипачка Оксана играла традиционные еврейские мелодии, которые расслабили гостей: кто-то общался, кто-то танцевал, а кто-то, улыбаясь, наблюдал.
Помощница раввина рассказала о направлениях в иудаизме:

«Хабадники, хасиды, ашкеназы, реформисты, сефарды — это все представители разных еврейских направлений. Много веков евреи были разделены, раскиданы по свету. Еврейские группы обособлялись географически — так рождались отличительные трактовки. Где-то отличаются одеяние, пение религиозных песен, произношение молитв, названия и рецепты праздничных блюд.

Если кратко: хасидизм — это глобальное течение у ашкеназских (европейских) евреев. Может, видели мемы с евреями в огромных, как шины, лисьих шапках и с длинными пейсами на висках — типичные хасиды. Хабад — это направление, заточенное на культе личности Менахема Менделя Шнеерсона. Мы опираемся как раз на его мудрость и философию. Он учил, как с радостью исполнять заповеди Торы, как делать добро и как замечать чудеса Всевышнего.

Еще есть реформисты, у меня к ним не лучшее отношение. У нас нельзя менять ни буквы в Торе, но реформисты ставят многое под сомнение. Например, у них евреев считают по отцу, а женщина может быть раввином. Да, в иудаизме прослеживается некий матриархат, однако раввин — это мужская роль».

К концу вечера раввин снова поблагодарил всех за создание теплой атмосферы и отдал каждому коробку со сладостями и другими приятными подарками.

День четвертый. Еврейский детсад

Песни о Шаббате и воспитатели нееврейского происхождения

Я посетила еврейский детский сад в пятницу — этот день недели для евреев не такой уж и обычный, так как близится Шаббат.

Захожу в уже привычное здание синагоги, поднимаюсь на второй этаж и слышу: «Это еще кто?! Я — Дима!» Не успела зайти в сад, как со мной уже познакомился дружелюбный Дима. Все мальчики в группе сидели в кипах (или ермолках) — это головной убор, который принято носить всем еврейским мужчинам и мальчикам.

Дети лепили халу — традиционный праздничный хлеб, который пекут на каждый Шаббат. В песне на фоне звучала строчка: «Сегодня пятница, а вечером Шаббат», — и дети охотно подпевали.

Фото: София Дибияева

Для иудеев Шаббат не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные дела и любую работу, посвятив день Богу и общению с близкими. Соблюдение Шаббата — одна из десяти заповедей, полученных Моисеем, и, соответственно, один из строжайших законов иудаизма.

Дети перешли в музыкальный класс, где Дима как самый активный ребенок заводил всю группу, чтобы те начали петь и танцевать. Погремушки, бубны, маракасы, барабаны — целый еврейский оркестр. Разумеется, в любой детской компании найдется ребенок-интроверт, который заткнет уши и не захочет участвовать в «плясках». Так Давид с серьезным лицом наблюдал за веселящимися детьми, неподвижно сидя на стуле.

Удалось понаблюдать и за омовением перед трапезой: дети мыли руки по всем канонам иудаизма и произнесли молитву вместе с воспитателем Анной.

Тихий час. Дима сам переоделся, умылся и отправился в кровать — сам себя уложил. Других детей уложила Анна. Кстати, она работала девять лет в еврейском садике, не являясь еврейкой:

«Живя в Сочи, я ушла из обычного детского садика и хотела пойти в частный. По объявлению попала в еврейский сад, познакомилась с раввином, меня взяли. Перед началом работы ознакомилась с обычаями — меня это ничуть не напугало. Одно время синагога в Сочи осталась без раввина. Я взяла обязанность читать молитвы, учить им детей, так как за четыре года работы я уже их знала. Занятия проводила. До этого их вели только евреи. Потом переехала в Краснодар и вот — я тут».

Изменения в краснодарской общине

Еврейский детсад работал еще под руководством Юрия Ткача, который возглавлял краснодарскую общину до 2019 года. Недавно детский сад отремонтировали, изменили дизайн интерьера и программу обучения. Шошанна рассказала:

«Ближе к 2019–2020 годам стало появляться все больше бизнесменов, желающих спонсировать еврейские общины. Тогда Юрий Ткач получил лицензию раввина, и его пригласили в Таганрог. То есть Мендел Лазар и Юрий Ткач некоторое время вместе главенствовали в краснодарской синагоге.

Юрий Изяславович вкладывал максимум сил в развитие общины, это откликается по сей день. Во время мелкого ремонта я обнаруживаю, что кучу мебели и других вещей Ткач принес из дома, то есть он болел своим делом.Тогда бюджет был меньше, и община развивалась в основном на государственные дотации в 10 тыс. рублей. Количество спонсоров увеличивается, спасибо им.

Рав Мендел приехал в общину со своей женой Ханной в 26 лет с целью раскачки еврейской молодежи, потому что ее в городе много. Так и подход инновационней: вечеринки в честь праздников и необычная организация. Например, в 2019 году он придумал отметить Хануку на льду, на коньках — это было зрелищное шоу. Конечно, молодой мужчина знает, как привлечь молодую аудиторию. А жена нашего раввина, Ханна Цивия, хорошо разбирается в технологиях, программах и дизайне».

Пока дети крепко спали, директор еврейского детсада Краснодара Ольга Казакова рассказала, что в него могут попасть только дети евреек.

Фото: Архив еврейской общины Краснодара

«Здесь детей приучают к еврейским традициям. Мы живем по еврейскому календарю. У нас полностью кошерная кухня, она разделена на мясной и молочный цеха. Дети знают некоторые благословения на иврите, они носят кипы.

Я и воспитатели не евреи. Это позитивный фактор для воспитателя — тут не будет профдеформации. У многих воспитателей загораются глаза во время собеседования, когда слышат, в какой атмосфере предстоит работать», — рассказала Ольга.

«Сад работал еще до приезда Лазара в Краснодар, но был тогда очень локальным, не особо обустроенным: всего один воспитатель и мало детей. Сейчас мы работаем как частное учреждение до 20 человек — как детский центр досуга. Помимо трех воспитателей, к нам приходят психолог и учителя по пению и английскому, танцам, рисованию и тхэквондо. Рав Мендел выводит сад на новый уровень и собирает пожертвования на развитие. Это настоящая программа для еврейских детских садов, то есть все четко под руководством рабанит и раввина. Это современный и глубокий подход к еврейскому образованию. Подобные центры работают по такому этнообразовательному подходу в Чечне, Дагестане и Адыгее», — заключила Казакова.

Все материалы взяты с сайта «Юга»

Еврейская община города Краснодара

Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма

Краснодарская синагога

Еврейская община Краснодара

Детский сад «Ган Сара» Краснодар

Еврейская община города Краснодар

персоны
Мендел Лазар Менахем

Раввин города Краснодара