Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Как стать евреем ребенку. Способ №2: еврейская воскресная школа
Еврейские образовательные проекты, действующие при поддержке РЕК, подводят итоги и делятся планами
Завершив учебный год, некоторые из этих еврейских образовательных проектов, действующие при поддержке РЕК, подводят его итоги и делятся планами на будущее.
«Этот учебный год у нас прошел успешно: мы гордимся тем, что смогли комплексно познакомить наших учащихся со всеми важными праздниками и событиями еврейского народа, — говорит Никита Насонов, директор образовательного проекта при «Хэсэд Тиква» (Брянск). — Также в этом году было гораздо больше семейных мастер-классов и мероприятий, благодаря этому мы смогли привлечь новую аудиторию. Основной проблемой стала волна репатриации, но мы смогли найти новых участников. В следующем году мы планируем проводить большие мероприятия и привлекать аудиторию в возрасте 7–9 лет, так как многие из участников, которые попадали в эту группу, выросли. На каникулы мы уходим с хорошим настроением и чувством выполненного долга».
«В этом году мы всей командой пришли к формату проведения мероприятий, соединяющих все занятия еврейского цикла в общую картинку, а также освоили коллаборации с местными организациями; интегрировали в проект больше мадрихов из подросткового клуба, — радуется успехам Юнна Густова, руководитель воскресной школы при центре «Хасдэй Нэшама» (Тула). — Наша команда преподавателей гордится тем, как мы смогли пересмотреть формат встреч, и тем, какую работу мы проделали. Из трудностей этого сезона можно отметить все то же, что и у других: привлечение новых участников. Мы уходим на каникулы, но продолжаем размышлять на тему улучшения нашей деятельности. В наших планах создание новых проектов, в том числе подростково-молодежного клуба, проведение общинных мероприятий для привлечения новых участников, поиск новых спикеров по творческим дисциплинам (театр, вокал и т.д.), выходы на городские мероприятия».
«Этот год был очень насыщенный и интересный, мы использовали много новых занятий и методик, благодаря которым дети получили новые знания и умения, — говорит Ирина Витужникова, руководитель семейной службы в хеседе «Хасдей Ерушалаим» (Саратов). — Для меня удивление и радость, что у нас увеличивается количество детей. Нам удалось разделить детей на две большие полноценные группы: на младшую (от 4 до 7 лет) и старшую (от 7 до 12 лет). Трудность у нас только в одном: нам стало маловато места, но как-то размещаемся. Очень горжусь нашими педагогами, они настоящие профессионалы. Полностью их заслуга, что родители в воскресенье не ленятся встать пораньше и привести своих детей на занятия. Это неформальное образование и общинная обстановка, где все друг друга знают, дают очень большой результат. У нас есть традиция — в конце учебного года делать выезд, и в этом году поехали, кажется, все: нас было под 70 человек — дети и родители, — такого не было никогда! На природе еще интереснее играть в игры, танцевать еврейские танцы, общаться. На каникулы мы не уходим, потому что у нас продолжается «площадка», когда мы ходим в музеи, на экскурсии, делаем выезды. И в августе у нас всегда семейный лагерь, куда уже едут семьями. Планы на следующий учебный год — удержать детей и привлечь новых».
«Год был плодотворный, мы никогда не уходили в онлайн, всегда работали вживую, даже во времена пандемии, за исключением самых острых месяцев, — напоминает Софья Бородова, руководитель образовательных программ в фонде «Хэсэд Моше» (Казань). — Некоторые семьи нас покинули, но зато прибавилось немало новых людей, которые с удовольствием влились в наши ряды. У нас отличные педагоги, в этом году пришли двое новых. В активном формате прошли праздники, начиная с Рош а-Шана: были квесты, квизы. Здесь нам помогают и проявляют инициативу наши мадрихи. Помимо четырех педагогов, у нас есть два основных мадриха и группа помощников. Можем гордиться и тем, как провели Песах: это был не традиционный седер, который проводят все, а по-настоящему занимательный и очень интересный праздник с активным вовлечением детей и их родителей. Отлично прошли два лагеря — весенний и осенний интенсивы. Сейчас проходит традиционный летний лагерь. Хочу отметить, что родители у нас проявляют себя очень активно, организуют игры, например, «Интерактивный эрудит». На следующий год планируем работать с привлечением новых семей. Впереди у нас помимо лагеря на базе общинного центра еще и проведение выездного лагеря для детей и семейного лагеря в августе».
«Учебный год у нас был насыщенным и плодотворным: студенты сдают экзамены и получают сертификаты, они за этот год многому научились, — говорит Нателла Насимова, преподаватель воскресной школы в Пятигорске. — Я горжусь тем, что в школу удалось привлечь больше студентов и взрослых. Трудности были с непониманием менталитета, тонкостей еврейских праздников, но все их удалось объяснить и разрешить. Кроме того, хотелось бы побольше наглядной литературы по ивриту, повышение квалификации по ивриту онлайн. На каникулы мы уходим с чувством гордости за хорошо выполненную работу. В наших планах на будущий год собрать большую группу и с нуля довести ребят до хорошего результата. Например, в этом году была такая история: вначале к нам пришел папа, потом привел дочку, затем подключились племянники, и в результате вся семья стала посещать школу».
«В этом учебном году мы продолжили работу в формате семейного воскресного клуба, — говорит Марина Флейс, директор воскресной школы «Сохнута» (Тверь). — Количество семей не только не уменьшилось, а даже увеличилось. Самыми удачными можно считать праздничные мероприятия, они всегда собирают максимум участников. Впервые для проведения нескольких мероприятий нам удалось привлечь местных спонсоров, что тоже очень важно в нашей работе. Уже три года не теряет своей актуальности проект «Объясняшки» (создание мультфильмов). Трудность в том, что уже второй год, не считая пандемии, мы не можем найти средства для проведения летней площадки — дневного лагеря — на базе синагоги. А это всегда было хорошей рекламой для клуба и привлечения новых семей. Но мы надеемся, что это удастся решить в будущем и следующий учебный год будет успешным».
«В 2022–2023 учебном году каждое воскресенье дети принимали участие в занятиях по еврейской традиции, развивали творчество, узнавали еврейскую историю, — говорит Асия Милованова, координатор еврейской воскресной школы «Город радости» (Ульяновск). — Наша школа выступала с творческими номерами на каждом еврейском празднике. Благодаря активному участию наших воспитанников в посещении общинных праздников и памятных дат нам удалось привлечь их родителей, бабушек и дедушек. Многие семьи начали интересоваться традицией и соблюдать ее дома: проводить пасхальные седеры, выпекать халы к шаббатнему ужину, зажигать ханукальные свечи, давать цдаку. Летом наши ребята будут заняты в дневном лагере при еврейской общине, он откроется 3 июля 2023 года. В новом учебном году мы рассчитываем увеличить количество детей, посещающих нашу школу, и продолжить активную работу по укреплению национальной самоидентификации еврейских семей города».
«Как всегда этот учебный год был наполнен большими, интересными событиями, — подводит итоги года Елена Костенкова, директор воскресной школы «Халом» при Общинном центре еврейской культуры Удмуртии (Ижевск). — Мы провели праздники еврейского календаря, мастер-классы (в том числе кулинарные и по проекту «Пижамная библиотечка»), всевозможные квизы и квесты. К Пуриму мы поставили спектакль «Два Шалохмонеса», а в память о Холокосте — «Игрушки войны», который в Ижевске и Казани посмотрели более 1,5 тысяч человек. Наша команда «Хахаамим» участвовала в Международной олимпиаде «Эрудаика». В Международный день родного языка дети нашей школы приняли участие в республиканском фестивале, где успешно презентовали свои знания о языке, традиции и истории еврейского народа. Наши талантливые дети приняли участие в конкурсах детского рисунка и стали победителями. В межрегиональном конкурсе «Герои народа — герои страны» победила наша ученица Дарья Комлева со своим эссе «Память в лицах» про своего дедушку. Но самое главное, что мы смогли сохранить все предметы цикла: изучение языка иврит, традиции, еврейскую музыку, прикладное творчество, занятия с родителями, детского психолога. В школе работает хорошая, активная команда педагогов. В этом году пришел новый преподаватель по ивриту и отлично влился в команду. С 3 по 14 июля мы проводим детский лагерь дневного пребывания и уходим на каникулы. Наш следующий учебный год также будет наполнен интересными событиями, будем отмечать юбилей: нашей общине исполняется 30 лет».
«Прошедший учебный год был ярким и плодотворным, ребята обучались по всем предметам, в том числе по своим любимым — шахматам, музыке, танцам и играм с мадрихами, — говорит Ольга Мойсеевич, директор воскресной школы «Гефен» (Сыктывкар). — За год было много перемен, сменился председатель общины, долго не было финансирования, стали разъезжаться наши семьи. Но мы всё преодолели и выстояли. С нами всегда рядом наши мамы: приходят на занятия, помогают с питанием, проводят занятия женского клуба и всегда поддерживают на праздниках и выступлениях. Каждый праздник — событие. Дети поют и танцуют, читают стихи и показывают спектакль. В ноябре у нашей школы был юбилей — 20 лет. Мы получили массу поздравлений от Министерства национальной политики, Дома дружбы, других общин, от наших выпускников и бывших преподавателей. Грандиозный праздник собрал детей и родителей, множество семей и гостей. Всем вручили грамоты и благодарственные письма, подарки, угостили за праздничным столом. Наша дружная семья воскресной школы растет и процветает, и мы благодарим всех, кто причастен к нашему развитию, продвижению, — всех, кто нас поддерживает и помогает. Сейчас готовимся к летней площадке, находимся в ожидании нового спектакля и веселых дней в летней театральной студии. Она всегда собирает ребят, которые в течение учебного года не могут нас посещать или приходят редко. Каждая новая площадка приводит к нам новые семьи, новых учеников, новых активистов, воспитывает для школы новых мадрихов. Сплочение, взаимовыручка, забота друг о друге — главные ценности нашей площадки и школы, которые впитывают наши ученики не в формате нравоучений или лекций, а в живом общении, на живых примерах и в процессе коллективного творчества. Поэтому летнюю театральную студию мы всегда ждем с нетерпением и радостью, а потом с теми же чувствами ждем на Рош а-Шана премьеру спектакля, поставленного летом».
Если с сентября вы хотите увлечь вашего ребенка погружением в мир еврейских знаний, важно подумать об этом уже сейчас. Контакты школ (или контакты общин, к которым они относятся) можно посмотреть по ссылке. Так вы напрямую сможете узнать условия поступления и обучения, а на сайтах и страницах школ в соцсетях — увидеть, как проходят занятия. Если в этом списке есть и ваш город, рекомендуем действовать уже сейчас. Места на следующий учебный год могут быть ограничены.
***
Читайте по теме: Как стать евреем ребенку. Способ №1: еврейский детский лагерь.