Как стать евреем ребенку. Способ №2: еврейская воскресная школа

Еврейские образовательные проекты, действующие при поддержке РЕК, подводят итоги и делятся планами

Фото: ТОЕБЦ "Хасдэй Нэшама"
Российский еврейский конгресс поддерживает 22 еврейские воскресные школы по всей России — от Калининграда до Еврейской автономной области. В основном эти школы действуют при еврейских общинах, а обучается в них более 800 детей. 

Завершив учебный год, некоторые из этих еврейских образовательных проектов, действующие при поддержке РЕК, подводят его итоги и делятся планами на будущее. 

«Этот учебный год у нас прошел успешно: мы гордимся тем, что смогли комплексно познакомить наших учащихся со всеми важными праздниками и событиями еврейского народа, — говорит Никита Насонов, директор образовательного проекта при «Хэсэд Тиква» (Брянск). — Также в этом году было гораздо больше семейных мастер-классов и мероприятий, благодаря этому мы смогли привлечь новую аудиторию. Основной проблемой стала волна репатриации, но мы смогли найти новых участников. В следующем году мы планируем проводить большие мероприятия и привлекать аудиторию в возрасте 7–9 лет, так как многие из участников, которые попадали в эту группу, выросли. На каникулы мы уходим с хорошим настроением и чувством выполненного долга».

«В этом году мы всей командой пришли к формату проведения мероприятий, соединяющих все занятия еврейского цикла в общую картинку, а также освоили коллаборации с местными организациями; интегрировали в проект больше мадрихов из подросткового клуба, — радуется успехам Юнна Густова, руководитель воскресной школы при центре «Хасдэй Нэшама» (Тула). — Наша команда преподавателей гордится тем, как мы смогли пересмотреть формат встреч, и тем, какую работу мы проделали. Из трудностей этого сезона можно отметить все то же, что и у других: привлечение новых участников. Мы уходим на каникулы, но продолжаем размышлять на тему улучшения нашей деятельности. В наших планах создание новых проектов, в том числе подростково-молодежного клуба, проведение общинных мероприятий для привлечения новых участников, поиск новых спикеров по творческим дисциплинам (театр, вокал и т.д.), выходы на городские мероприятия».

Фото: ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама»

«Этот год был очень насыщенный и интересный, мы использовали много новых занятий и методик, благодаря которым дети получили новые знания и умения, — говорит Ирина Витужникова, руководитель семейной службы в хеседе «Хасдей Ерушалаим» (Саратов). — Для меня удивление и радость, что у нас увеличивается количество детей. Нам удалось разделить детей на две большие полноценные группы: на младшую (от 4 до 7 лет) и старшую (от 7 до 12 лет). Трудность у нас только в одном: нам стало маловато места, но как-то размещаемся. Очень горжусь нашими педагогами, они настоящие профессионалы. Полностью их заслуга, что родители в воскресенье не ленятся встать пораньше и привести своих детей на занятия. Это неформальное образование и общинная обстановка, где все друг друга знают, дают очень большой результат. У нас есть традиция — в конце учебного года делать выезд, и в этом году поехали, кажется, все: нас было под 70 человек — дети и родители, — такого не было никогда! На природе еще интереснее играть в игры, танцевать еврейские танцы, общаться. На каникулы мы не уходим, потому что у нас продолжается «площадка», когда мы ходим в музеи, на экскурсии, делаем выезды. И в августе у нас всегда семейный лагерь, куда уже едут семьями. Планы на следующий учебный год — удержать детей и привлечь новых».

«Год был плодотворный, мы никогда не уходили в онлайн, всегда работали вживую, даже во времена пандемии, за исключением самых острых месяцев, — напоминает Софья Бородова, руководитель образовательных программ в фонде «Хэсэд Моше» (Казань). — Некоторые семьи нас покинули, но зато прибавилось немало новых людей, которые с удовольствием влились в наши ряды. У нас отличные педагоги, в этом году пришли двое новых. В активном формате прошли праздники, начиная с Рош а-Шана: были квесты, квизы. Здесь нам помогают и проявляют инициативу наши мадрихи. Помимо четырех педагогов, у нас есть два основных мадриха и группа помощников. Можем гордиться и тем, как провели Песах: это был не традиционный седер, который проводят все, а по-настоящему занимательный и очень интересный праздник с активным вовлечением детей и их родителей. Отлично прошли два лагеря — весенний и осенний интенсивы. Сейчас проходит традиционный летний лагерь. Хочу отметить, что родители у нас проявляют себя очень активно, организуют игры, например, «Интерактивный эрудит». На следующий год планируем работать с привлечением новых семей. Впереди у нас помимо лагеря на базе общинного центра еще и проведение выездного лагеря для детей и семейного лагеря в августе».

«Учебный год у нас был насыщенным и плодотворным: студенты сдают экзамены и получают сертификаты, они за этот год многому научились, — говорит Нателла Насимова, преподаватель воскресной школы в Пятигорске. — Я горжусь тем, что в школу удалось привлечь больше студентов и взрослых. Трудности были с непониманием менталитета, тонкостей еврейских праздников, но все их удалось объяснить и разрешить. Кроме того, хотелось бы побольше наглядной литературы по ивриту, повышение квалификации по ивриту онлайн. На каникулы мы уходим с чувством гордости за хорошо выполненную работу. В наших планах на будущий год собрать большую группу и с нуля довести ребят до хорошего результата. Например, в этом году была такая история: вначале к нам пришел папа, потом привел дочку, затем подключились племянники, и в результате вся семья стала посещать школу».

«В этом учебном году мы продолжили работу в формате семейного воскресного клуба, — говорит Марина Флейс, директор воскресной школы «Сохнута» (Тверь). — Количество семей не только не уменьшилось, а даже увеличилось. Самыми удачными можно считать праздничные мероприятия, они всегда собирают максимум участников. Впервые для проведения нескольких мероприятий нам удалось привлечь местных спонсоров, что тоже очень важно в нашей работе. Уже три года не теряет своей актуальности проект «Объясняшки» (создание мультфильмов). Трудность в том, что уже второй год, не считая пандемии, мы не можем найти средства для проведения летней площадки — дневного лагеря — на базе синагоги. А это всегда было хорошей рекламой для клуба и привлечения новых семей. Но мы надеемся, что это удастся решить в будущем и следующий учебный год будет успешным».

«В 2022–2023 учебном году каждое воскресенье дети принимали участие в занятиях по еврейской традиции, развивали творчество, узнавали еврейскую историю, — говорит Асия Милованова, координатор еврейской воскресной школы «Город радости» (Ульяновск). — Наша школа выступала с творческими номерами на каждом еврейском празднике. Благодаря активному участию наших воспитанников в посещении общинных праздников и памятных дат нам удалось привлечь их родителей, бабушек и дедушек. Многие семьи начали интересоваться традицией и соблюдать ее дома: проводить пасхальные седеры, выпекать халы к шаббатнему ужину, зажигать ханукальные свечи, давать цдаку. Летом наши ребята будут заняты в дневном лагере при еврейской общине, он откроется 3 июля 2023 года. В новом учебном году мы рассчитываем увеличить количество детей, посещающих нашу школу, и продолжить активную работу по укреплению национальной самоидентификации еврейских семей города».

Фото: Воскресная еврейская школа «Халом» при ОЦЕК УР/VK

«Как всегда этот учебный год был наполнен большими, интересными событиями, — подводит итоги года Елена Костенкова, директор воскресной школы «Халом» при Общинном центре еврейской культуры Удмуртии (Ижевск). — Мы провели праздники еврейского календаря, мастер-классы (в том числе кулинарные и по проекту «Пижамная библиотечка»), всевозможные квизы и квесты. К Пуриму мы поставили спектакль «Два Шалохмонеса», а в память о Холокосте — «Игрушки войны», который в Ижевске и Казани посмотрели более 1,5 тысяч человек. Наша команда «Хахаамим» участвовала  в Международной олимпиаде «Эрудаика». В Международный день родного языка дети нашей школы приняли участие в республиканском фестивале, где успешно презентовали свои знания о языке, традиции и истории еврейского народа. Наши талантливые дети приняли участие в конкурсах детского рисунка и стали победителями. В межрегиональном конкурсе «Герои народа — герои страны» победила наша ученица Дарья Комлева со своим эссе «Память в лицах» про своего дедушку. Но самое главное, что мы смогли сохранить все предметы цикла: изучение языка иврит, традиции, еврейскую музыку, прикладное творчество, занятия с родителями, детского психолога. В школе работает хорошая, активная команда педагогов. В этом году пришел новый преподаватель по ивриту и отлично влился в команду. С 3 по 14 июля мы проводим детский лагерь дневного пребывания и уходим на каникулы. Наш следующий учебный год также будет наполнен интересными событиями, будем отмечать юбилей: нашей общине исполняется 30 лет».

«Прошедший учебный год был ярким и плодотворным, ребята обучались по всем предметам, в том числе по своим любимым — шахматам, музыке, танцам и играм с мадрихами, — говорит Ольга Мойсеевич, директор воскресной школы «Гефен» (Сыктывкар). — За год было много перемен, сменился председатель общины, долго не было финансирования, стали разъезжаться наши семьи. Но мы всё преодолели и выстояли. С нами всегда рядом наши мамы: приходят на занятия, помогают с питанием, проводят занятия женского клуба и всегда поддерживают на праздниках и выступлениях. Каждый праздник — событие. Дети поют и танцуют, читают стихи и показывают спектакль. В ноябре у нашей школы был юбилей — 20 лет. Мы получили массу поздравлений от Министерства национальной политики, Дома дружбы, других общин, от наших выпускников и бывших преподавателей. Грандиозный праздник собрал детей и родителей, множество семей и гостей. Всем вручили грамоты и благодарственные письма, подарки, угостили за праздничным столом. Наша дружная семья воскресной школы растет и процветает, и мы благодарим всех, кто причастен к нашему развитию, продвижению, — всех, кто нас поддерживает и помогает. Сейчас готовимся к летней площадке, находимся в ожидании нового спектакля и веселых дней в летней театральной студии. Она всегда собирает ребят, которые в течение учебного года не могут нас посещать или приходят редко. Каждая новая площадка приводит к нам новые семьи, новых учеников, новых активистов, воспитывает для школы новых мадрихов. Сплочение, взаимовыручка, забота друг о друге — главные ценности нашей площадки и школы, которые впитывают наши ученики не в формате нравоучений или лекций, а в живом общении, на живых примерах и в процессе коллективного творчества. Поэтому летнюю театральную студию мы всегда ждем с нетерпением и радостью, а потом с теми же чувствами ждем на Рош а-Шана премьеру спектакля, поставленного летом».

Если с сентября вы хотите увлечь вашего ребенка погружением в мир еврейских знаний, важно подумать об этом уже сейчас. Контакты школ (или контакты общин, к которым они относятся) можно посмотреть по ссылке. Так вы напрямую сможете узнать условия поступления и обучения, а на сайтах и страницах школ в соцсетях — увидеть, как проходят занятия. Если в этом списке есть и ваш город, рекомендуем действовать уже сейчас. Места на следующий учебный год могут быть ограничены.

***

Читайте по теме: Как стать евреем ребенку. Способ №1: еврейский детский лагерь.

БФ «Российский еврейский конгресс»

Крупнейший в России еврейский благотворительный фонд

Благотворительный фонд «Хэсэд Тиква» Брянск

Региональный благотворительный фонд Брянской области

Тульский благотворительный центр «Хасдэй Нэшама»

Общественная организация Тульской области

Центр «Хасдей Ерушалаим»

Саратовский благотворительный центр

Благотворительный фонд «Хэсэд Моше»

Республиканский благотворительный фонд

Пятигорский еврейский общинный центр «Геула»

Центральная Ставропольская краевая еврейская община

Воскресная школа города Твери

Уроки еврейских традиций, иврита, уроки этикета, искусствоведение, информатика

Еврейская воскресная школа «Город радости» Ульяновск

Место, где творчество и стремление к новым знаниям не имеют границ

Воскресная еврейская школа «Халом» Ижевск

Школа при ОЦЕК УР

Воскресная школа города Сыктывкара «Гефен»

Одна из старейших детских этнокультурных школ в Коми