Колония, молочный завод и монастырь-тюрьма: неочевидные еврейские локации для путешествующих по Центральной России

Куда поехать на длинные февральские выходные? Специальная подборка «Еврейской жизни»

Спасо-Ефимьев монастырь, Суздаль. Фото: Яндекс.Карты
По понятным причинам внутренний туризм в последние годы на подъеме. В прошлом году турпоток россиян по своей стране вырос на 10%. Жители столицы часто устраивают мини-путешествия в Подмосковье или по городам Золотого кольца.

Почти во всех этих населенных пунктах встречаются любопытные «еврейские» места. Чтобы вы не прошли мимо них, читайте нашу подборку из восьми локаций.

Нижегородская ярмарка

Фото: Wikimedia Commons

Понятно, что осмотр исторического центра в Нижнем Новгороде вы начнете с Кремля. Но от него по мосту через Оку можно добраться до исторической улицы Стрелка. В ее окрестностях с 1817 года организовывали Макарьевскую ярмарку. Иногда торговый район затопляла вода, и по его улицам перемещались на лодках, как в Венеции. Несмотря на это, многие исторические сооружения вроде торговых корпусов, напиточного ряда и биржевой гостиницы Ермолаевых сохранились на Стрелке до наших дней.

На Макарьевской (позже Нижегородской) ярмарке, согласно официальному положению, дозволялось торговать и работать евреям. Правда, срок их пребывания в городе сперва ограничивали временем самой ярмарки — полтора месяца с середины лета. Однако в 1896 году на ярмарку прибыло 4397 евреев. К концу XIX века рядом с ней вырос целый еврейский квартал — между нынешними улицами Советской, Марата, Даля и Чкалова.

Смоленский стрит-арт

Фото: iflash_one/Instagram (компания-владелец Meta признана экстремисткой организацией)

К началу XX века в городе сформировалась одна из наиболее крупных в стране еврейских общин. А к началу революции в Смоленске проживали уже более 6000 евреев — 10% от всего населения. В городе хватает великих уроженцев-евреев. Например, авиаконструктор Семен Лавочкин создал первые советские самолеты, достигшие скорости звука. Казимир Малевич в Смоленске учил супрематизму своих «коллег» из художественной группы УНОВИС. А знаменитый переводчик Лилианна Лунгина познакомила отечественного читателя с Карлсоном. О них напоминают памятники, музеи и памятные доски.

Самая свежая и обделенная вниманием достопримечательность — гигантское граффити с изображением Айзека Азимова на улице Николаева (ФОТО). В сентябре 2020 года легендарного фантаста и автора трех законов робототехники изобразили на фасаде жилого дома. К сожалению, далеко не все прохожие в курсе, чей портрет перед ними. Теперь вы его ни с кем не спутаете.

Суздальский политизолятор

Фото: biz.msk.ru

Спасо-Евфимиев — самый крупный монастырь города с мощными крепостными стенами и башнями. В советское время твердыню превратили в политизолятор, среди узников которого было немало евреев. Кроме того, в монастыре около двух месяцев содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса после разгрома немцев под Сталинградом. Подобных фактов масса, поэтому советуем осматривать монастырь с экскурсоводом.

«Политизолятор — длинное, узкое, двухэтажное здание — было когда-то монастырской гостиницей […] Только решетка на окне, дверь с волчком, форточка с затвором напоминали о тюрьме. Камера — четырехугольная комната с огромной печью, глубоко выступавшей в комнату, с обычным комнатным окном… На стене у двери — умывальник, под ним на табурете — таз, рядом — помойное ведро с крышкой вместо параши. На двери — правила внутреннего распорядка. Я остановилась прежде всего перед ними. Ничего не изменилось с 1926 года. Такие же точно висели у нас в Верхне-Уральске», — так описывала монастырь политзаключенная советской эпохи Екатерина Олицкая в мемуарах.

Остатки мавританского стиля в Рязани

Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons

Прогуливаясь по историческому центру города, вы скорее всего столкнетесь с развалинами на Право-Лыбедской улице. Рассыпающееся здание, на крыше которого проросла трава, в начале прошлого века было изящной хоральной синагогой в мавританском стиле. Советская власть равнодушно отнеслась к архитектурному шедевру и в 1930 году отдала здание под молочный завод. С тех пор оно медленно разрушается. Как гласит баннер рядом со зданием, бывшую синагогу собираются восстанавливать.

Малаховская колония

Фото: Wikimedia Commons

Подмосковный поселок со 140-летней историей знаменит дачами творческой интеллигенции. Если что, это он дал жизнь термину «малаховский образ жизни» — отдых на природе в сочетании с безудержным желанием творить искусство.

Еврейская история Малаховки связана преимущественно с первыми годами советской власти. Тогда в поселке основали детскую еврейскую колонию (на нынешней улице Центральной) — необычное учебное заведение для еврейских детей со всей страны, в том числе и для сирот. Колония считалась школой с сельскохозяйственным уклоном, но на деле в ней обучали даже токарному делу и электротехнике. Творчество также поощряли: музыку преподавал Юлий, а рисование — Марк Шагал. Кстати, дача последнего на Пионерской улице прекрасно сохранилась.

К слову, по поселку водят многочисленные экскурсии. Одна из них организована местным еврейским общинным центром и называется «Шалом, Малаховка!».

Кошерная Жуковка

Фото: Яндекс.Карты

Подмосковная деревня на Рублевке получила широкую известность из-за шикарных коттеджей политиков, бизнесменов и звезд. Однако в еврейской среде она популярна из-за крупного религиозно-культурного центра и синагоги. Но мы остановимся на здешнем ресторане Aviv — единственном общепите в нашей подборке. Причина простая: если в центре столицы кошерное заведение найти нетрудно, то вокруг Москвы их толком и нет. В Aviv готовят кошерные блюда еврейской, европейской и кавказской кухни. Есть большой зал для банкетов, летом открывается веранда. Здесь проводят религиозные застолья, хупы и бар-мицвы и общинные мероприятия. Цены выше средних.

Левитановский Плес

Фото: krot.info

Дорога до Плеса от Москвы неблизкая: на машине через Кострому и Ярославль или на «Ласточке» до Иванова, а оттуда на автобусе или такси. Вот и Исаак Левитан с друзьями добрался до этого городка случайно. Плес настолько впечатлил художников пейзажами, что они два года подряд приезжали сюда рисовать. Дом-музей Левитана на улице Луначарского — обязательный пункт в туристической программе. Здесь выставляют картины, которые художник написал в Плесе. После знакомства с ними интересно прогуляться по городу и сравнить, что изменилось за 130 лет.

Серпуховский Ильич на месте «синагогского» храма

Город Серпухов. Фото: Wikimedia Commons

Исследователи предполагают, что на юге Подмосковья синагогу возвели еще до революции, но точных данных о ее местонахождении нет. Зато доподлинно известно, что главную площадь города до 1930-х годов украшал православный храм Александра Невского. Его некоторые жители города называли «синагогским». Все из-за шестиконечных звезд на фасаде. На самом деле звезда Давида часто встречается и на христианских храмах, символизируя объединение Ветхого и Нового Завета или сотворение мира за шесть дней. Но серпуховчан столетием ранее это вряд ли волновало. Нынче место «синагогского» храма занимает памятник Ильичу.

Ресторан Aviv

Ресторан кошерной кухни в Жуковке