Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
«Крестный отец». Как евреи и итальянцы сняли лучший фильм века
История грехопадения Майкла Корлеоне и почему Аль Пачино — великий еврейский актер
Кроме того, картина удостоилась еще двух премий Киноакадемии: в категориях «Лучший адаптированный сценарий» по роману Марио Пьюзо и «Лучший актер главной роли» за актерское исполнение Марлона Брандо.
Гангстерский эпик режиссера Фрэнсиса Форда Копполы и продюсера Альберта Радди о превращении молодого италоамериканца, героя Второй мировой войны, в жестокого и коварного босса мафии получил признание во всем мире и был назван одним из выдающихся киношедеров столетия.
«Крестный отец» (The Godfather, 177 мин, США, 1972)
Жанр: криминальная драма
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Актеры: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Дайана Китон
Награды: 3 «Оскара», включен в рейтинг AFI «100 лучших американских фильмов»
Сборище дилетантов
Писатель-неудачник Марио Пьюзо взялся за «Крестного отца», чтобы расплатиться с карточными долгами. Под влиянием романов Федора Достоевского он создал кровавую историю о дуализме и притягательности зла. Начинающий актер Аль Пачино исполнил главную роль Майкла Корлеоне в экранизации романа Пьюзо. На роль Санни Корлеоне был приглашен не самый успешный на тот момент актер Джеймс Каан, немецкий еврей из Бронкса. Другой еврей, молодой и дерзкий уроженец Монреаля Альберт Радди, стал продюсером картины, что превратило его жизнь в ад — Радди пришлось терпеть угрозы от настоящих мафиози, недовольных съемками фильма! Еще одним дилетантом в этом проекте стал сам режиссер Фрэнсис Форд Коппола, и лишь Марлон Брандо в роли Дона Вито казался подлинным и недосягаемым корифеем Голливуда. Что могло получиться из этого сборища дилетантов и одной стареющей звезды? Однако, собравшись вместе, они создали едва ли не лучший фильм ХХ века, а год спустя, когда к касту присоединился Роберт Де Ниро, повторили успех первой части в «Крестном отце-2». В 1990 году вышла последняя, третья, часть фильма, поставившая финальную точку в этой поистине легендарной истории.
Законодатель жанра
Первый «Крестный отец» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Одни критики боготворили фильм, другие обвиняли в романтизации убийств. Но тренд на гангстерские драмы уже было невозможно остановить. В 1980-х Серджо Леоне, первоначально мечтавший стать режиссером «Крестного отца», снял «Однажды в Америке» — культовую сагу о еврейской мафии старого Нью-Йорка. Роль Майкла Корлеоне сделала Аль Пачино звездой мирового уровня и создала целую плеяду образов обаятельных аферистов и мафиози — кубинцев, итальянцев и евреев — в его гениальном исполнении.
Еврей-антигерой
Во второй части «Крестного отца» антагонистом Майкла Корлеоне становится пожилой влиятельный еврейский мафиози Хайман Рот. Любопытно, что сыграл его Ли Страсберг, знаменитый актер и педагог еврейского происхождения, преподававший актерское мастерство юному Аль Пачино. Прототип Рота — легендарный гангстер Меер Лански, получивший собственный байопик «Меер Лански» лишь в 2021 году.
О чем «Крестный отец»? Внимание, спойлеры!
В Нью-Йорке на свадьбу дочери итало-американского криминального мафиози дона Вито Корлеоне собираются все его близкие и друзья, в том числе младший сын Майкл. Герой Второй мировой войны и человек совести, он не хочет иметь ничего общего с криминальным бизнесом своей семьи, контролирующей полицию, судей и власть Нью-Йорка.
В то же время Вито Корлеоне отказывает другим мафиозным семьям в поддержке наркоторговли в городе и ставит свою семью под удар. На дона совершается неудачное покушение. Враги убивают его старшего сына Санни и молодую супругу Майкла. Гибель брата и любимой женщины оказывают сильное впечатление на Майкла Корлеоне.
Пережив также и смерть отца, Майкл принимает на себя титул «крестного отца» — главаря мафиозного клана Корлеоне.
Во второй и третьих частях фильма раскрывается противоречивый образ Майкла Корлеоне — от окончательного грехопадения до покаяния в старости и смерти персонажа.
Почему Аль Пачино — еврейский актер
Издание Forward назвало звезду «Крестного отца» Аль Пачино одним из великих еврейских актеров нашего времени. Несмотря на то что актер — этнический итальянец, журналисты отметили его выдающийся вклад в еврейские образы в истории кино, от шекспировского ростовщика Шейлока из «Венецианского купца» до охотника на нацистов Мейера Оффермана в телесериале «Охотники». Все роли персонажей-евреев в длинном перечне проектов Аль Пачино были сыграны с любовью и сочувствием, считает Forward.