Кто такие сефарды?

Трагедия испанского еврейства — одна из важнейших страниц истории еврейского народа

Еврейский фестиваль в Тетуане, Альфред Деходенк, 1865 год. Парижский музей еврейского искусства и истории
530 лет назад, в 1492 году, решением монархов Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской сефардские евреи были изгнаны из Испании.

Альгамбрский эдикт. Изгнание

Процесс изгнания евреев из Испанского королевства был запущен 31 марта 1492 года, когда был подписан Альгамбрский эдикт, согласно которому все евреи, не перешедшие до 31 июля в католическую веру, были обязаны покинуть страну. Оставшиеся же объявлялись вне закона. Эдикт стал первым в истории Испании, по которому с ее территории изгонялся целый народ.

Евреям, покидающим Испанию, формально разрешалось брать с собой свое имущество. Однако это не распространялось на драгоценные камни и металлы. Быстрая и массовая их продажа по достойным ценам была практически невозможна, и таким образом, даже самые зажиточные евреи были вынуждены покидать страну по сути без гроша в кармане.

Изгнать всех евреев к 31 июля не удалось, и король Фердинанд продлил срок до 2 августа. Печальный символизм заключался в том,  что в 1492 году на 2 августа приходилось 9 Ава по еврейскому календарю — самый трагический день в еврейской истории, день разрушения Иерусалимского храма.

23 ноября 1492 года, ровно 530 лет назад, король Фердинанд объявил, что бывшее имущество евреев, которое не обрело новых владельцев, принадлежит испанской короне. Этим окончательно завершился процесс изгнания евреев из Испании.

Дальнейшая судьба испанских евреев

Бо́льшая часть беженцев из Испании направилась в соседнюю Португалию, откуда спустя четыре года евреи также были изгнаны. Многие нашли новый дом в странах Северной Африки, а также в Турции, так как в Средние века мусульманские страны в целом относились к евреям куда терпимее, чем христианские королевства.

Сегодня евреев из Южной Европы, Северной Африки, Османской империи и Ближнего Востока принято называть сефардами (от ивр. сфарад — «Испания»). 

Те же евреи, что приняли решение остаться в Испании, были вынуждены принять католичество. Среди исконно христианского населения Испании они получили прозвище марраны (исп. marrar — «заблуждаться», marrano — «свинья»). Зачастую марраны втайне продолжали соблюдать иудейские традиции, за что подвергались преследованиям испанской инквизиции. Этот исторический сюжет, в частности, нашел отображение в фильме Адриана Рудомина «Страшный суд».

По отношению к марранам в еврейской традиции принято использовать термин ануси́м (ивр. «принужденные»), то есть евреи, насильственно обращенные в другую веру.

По результатам исследований Лидского университета 2008 года, порядка 20% современного населения Испании имеют еврейские корни по отцовской линии. 

Вынужденная миграция

В течение столетий евреи неоднократно сталкивались с печальной необходимостью покидать места своего проживания. Это было вызвано различными причинами: гонениями именно на евреев либо же неблагоприятными обстоятельствами общего характера.

В наше время, в отличие от Средневековья, евреи всегда могут найти убежище на своей исторической родине. О том, что необходимо сделать для репатриации, вы можете узнать из нашего материала «С чего начинается алия».

Для современных марранов остро стоит проблема возвращения в Израиль — по израильским законам евреи, исповедующие другую религию, не имеют права на репатриацию. Эта проблема актуальна в том числе и для российских крещеных евреев. Согласно текущему законодательству, для повторного получения права на репатриацию евреям-иноверцам необходимо пройти гиюр — о нем вы можете прочесть здесь.