Лихачи на дорогах, сложности с кашрутом и никакого антисемитизма: преимущества и недостатки жизни в Ташкенте

Как устроена жизнь в столице Узбекистана? Три еврея — три мнения

Ташкент
Фото: Shutterstock
В нашей постоянной рубрике жители Ташкента рассказали, много ли в городе «еврейских» мест и реально ли тут прожить без знания узбекского языка и иврита. Собираетесь в столицу Узбекистана? Сперва прочитайте советы от наших еврейских собеседников. Их на этот раз трое.

Евреи в заметном количестве стали селиться в Ташкенте с середины XIX века, это были бухарские евреи и евреи-ашкеназы — торговцы, ремесленники, отставные солдаты и унтер-офицеры. Согласно переписи 1897 года, в городе проживало 1746 евреев, а в 1910 году община выросла до 3600 человек. В 1912–1922 годах сюда прибывали евреи, бежавшие от голода на Украине и в Белоруссии. В 30-е годы приток евреев в Ташкент продолжался, в город прибывают ученые, врачи, инженеры. Численность еврейского населения Ташкента взлетала до 200 000 в 1941–1942 годах вместе с эвакуацией, многие из приехавших в это время после войны приняли решение остаться. Так, до 90-х годов, большой алии из СССР, Ташкент стал одной из самых значимых еврейских локаций на территории СССР.

В последнее время город принимает большое количество релокантов, есть среди них и евреи. Мы решили узнать, как сегодня живется в Ташкенте, насколько легко там поддерживать свою идентичность и оставаться евреем. Знакомьтесь с нашими героями:

Натан: 51 год, родился в Ташкенте и прожил в нем 30 лет. Последние 20 лет жил в Москве, но сейчас вернулся на родину. Бизнесмен.

Алина: 30 лет, родилась и живет в Ташкенте. Работает учителем английского языка.

Илья: 22 года, недавно приехал в Ташкент из Москвы. Преподает игру на гитаре и вокал, а также самооборону детям и айкидо с рукопашным боем взрослым. Имеет черный пояс по айкидо, летом часто выступает в парках и на улицах.

«Еврейская жизнь» продолжает цикл публикаций о жизни в разных городах мира глазами евреев. Сегодняшняя остановка — Ташкент, гостеприимная и цветущая столица Узбекистана. Она в последнее время стала пристанищем для тысяч эмигрантов из России. Наши собеседники взвешивают плюсы и минусы узбекской столицы. А мы уже готовы резюмировать: Ташкент — прекрасный вариант, но придется привыкнуть к дикому стилю вождения здешних автомобилистов. Отыскать кошерную еду тоже будет непросто.

Почему люди приезжают в Узбекистан

Группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде
Группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде. Фото: С. М. Прокудин-Горский/Shutterstock

Алина: Мои прабабушка и прадед были эвакуированы в Ташкент в годы Холокоста. Они успели уехать из белорусского Мозыря до того, как нацисты оккупировали город.

Илья: Для меня причина простая: здесь есть родственники, которые были готовы помочь с жильем. На момент выезда я не знал про Узбекистан практически ничего.

Легко ли быть евреем в Узбекистане

Натан: Ходим в кипе, циците и сюртуках открыто. Здесь никогда не было антисемитизма как такового. Узбекистан всегда относился лояльно и гостеприимно к евреям с момента эвакуации времен ВОВ. Здесь даже табличка висит в хабадской синагоге с благодарностью к узбекскому народу за то, что он принял евреев во времена эвакуации. Многие думают, что Узбекистан не самая благоприятная для евреев страна из-за ислама. Но на самом деле это не так. Может быть, есть какие-то политические обострения в мире, но здесь все прекрасно.

Алина: Я никогда не чувствовала себя гонимой или притесняемой за то, что живу в еврейской общине. Думаю, жители Узбекистана привычные к бухарским евреям, так как их община проживает в этом регионе веками. Соответственно, и эвакуированных с европейских территорий тоже приняли легко.

Илья: Мое еврейство было мне неизвестно до недавнего времени, поэтому я не сильно интегрирован в культуру и коммуникацию с общинами. В основном, когда я слышу, что кто-то из моих знакомых или друзей тоже еврей, основная мысль, которая появляется в голове — «О, значит, когда-нибудь мы, возможно, увидимся в Израиле». Сейчас я изучаю иврит в ульпане, и наверное, сейчас это основное, что поддерживает и формирует мою идентичность.

Можно ли прожить в Ташкенте без знания узбекского языка

Ташкент
Фото: Shutterstock

Натан: Если сюда приехать только с русским языком, все будет отлично. Это касается и религиозной жизни. Если обратите внимание, у нас в Москве книги на русском и на иврите, а здесь происходит транслитерация, как и везде. Если вы соберете во всем мире Торы, вы нигде не найдете разночтений. Так же и в общинах Ташкента. Если мы говорим про традиции (хабад), они будут идентичны московским: как молятся, последовательность молитвы, как делается кидуш, как соблюдаются праздники. Без разницы — в Америке, Израиле или Узбекистане.

Алина: Русский язык у меня родной, английский — свободный. Иврит — в процессе изучения. На нем я могу изъясняться, но не на сложном уровне. Узбекский язык у меня на бытовом уровне, и за все годы я не испытывала неудобства от невладения им. Понимание, что он нужен, пришло слишком поздно. Сейчас я достаю из глубин памяти свои познания узбекского и по возможности учусь у друзей чему-то новому. Внутри еврейской общины Ташкента все русскоговорящие, тут, наверное, больше вопрос общения вне общины. Если человек краткосрочно в Узбекистане, он прекрасно обойдется только русским языком. Но если проживание планируется на годы, стоит немного овладеть государственным языком.

Про еврейские традиции и праздники в Ташкенте

Натан: Мой дедушка был раввином Ташкента когда-то, но в 1972 году уехал в Америку. Я рос в семье нерелигиозной со стороны мамы. Стал соблюдать праздники впервые, когда ушел папа из жизни. Жена часто общалась с папой и знала, что нужно похоронить его по всем еврейским правилам. Она пришла в синагогу, раввин дал десять евреев, поехали на кладбище, читали молитвы. Сделали все по еврейским правилам. У нас принято во время траура разрывать рубашку, ты ходишь какое-то время в ней, не меняешь ее, не купаешься. Это было мое первое соприкосновение с иудаизмом. А потом я приехал в Москву, я уже там попал в хабад.

Алина: В моей семье еврейские традиции не соблюдали. Разве что форшмак ели каждую неделю и гефилте фиш на Рош а-Шана. В остальном родственники были до мозга костей атеисты и интегрированы в советское общество. Еврейской жизнью я стала жить, когда вышла замуж. Теперь соблюдаю праздники, шаббат и другие правила еврейской жизни. Сейчас моя семья живет соблюдающей жизнью. Благодаря бухарской общине мы питаемся кошерно, насколько это возможно в нашей стране, одеваемся кошерно, соблюдаем шаббат.

Самые «еврейские» места города

Синагога европейских евреев Бет Менахем
Синагога европейских евреев Бет Менахем. Фото: Яндекс Карты

Натан: Во время праздников — синагоги. С еврейскими местами в Ташкенте есть проблема. На этом надо сделать акцент. Думаю, в ближайшее время глава хабада решит эту проблему.  

Алина: Три синагоги — две бухарских евреев и одна ашкеназская. Есть еврейское агентство «Сохнут», Культурный центр бухарских евреев «Хесед» проводит еврейские мероприятия, ресторан «Шалом» — это вроде бы не кошерный ресторан, но заведение еврейской кухни.

Илья: Сейчас я много времени уделяю оформлению документов и привыкаю к новому месту жизни, поэтому я не искал единомышленников и не узнавал, какие еврейские общины здесь есть. В родном городе я не посещал синагогу, потому что поздно осознал, что моя семья действительно имеет еврейские корни. В будущем я уверен, что налажу контакт с местными общинами, и надеюсь, что это поможет найти новых друзей и знакомых. Есть большое комьюнити релокантов из России, но про именно евреев мне неизвестно.

Как себя вести, чтобы стать здесь своим

Илья: Будьте готовы общаться, знакомиться с новыми людьми, например, в длинных очередях за справкой или банковской картой. Обменивайтесь контактами с другими релокантами. Важно искать здесь знакомых, с которыми можно сходить на базар или просто погулять. Имейте в виду, что не все торговцы, таксисты и люди в целом будут настроены доброжелательно. Надурить на базаре с ценой или будучи таксистом внезапно сказать, что нету сдачи с большой купюры, — тут такое бывает.

Алина: Достаточно с уважением относиться к местному населению и не принимать в штыки некоторые особенности восточного стиля жизни.

Чем Ташкент похож на Москву и чем от нее отличается

узбекистан рынок
Фото: Shutterstock

Илья: Впечатления, конечно, все были в контексте происходящего, поэтому туристический опыт был немного смазан. Сначала все казалось очень шумным и слишком хаотичным: кричащие таксисты у аэропорта, очень опасный поток движения автомобилей, малое количество пешеходных переходов и необходимость перебегать дорогу, когда по ней едут машины. Но постепенно я увидел, что далеко не весь Ташкент такой: есть очень красивые, тихие места, люди в быту спокойные и дружелюбные. Поэтому в целом впечатление сложилось положительное, здесь приятно находиться и жить. Жизнь в Ташкенте очень сильно отличается от жизни в Москве. Здесь не такой темп, все спокойнее и медленнее. Метро очень похоже на московское, но люди зачастую более дружелюбные.

С чем обязательно сталкиваются туристы в Ташкенте

Илья: Если есть возможность, купите доллары. Здесь сложнее и менее выгодно менять рубли на местную валюту, чем доллары.

Кашрут в столице

Алина: Я жила в Бухаре с апреля, вернулась в Ташкент недавно. Там и перешла на кошерное питание. Мясо в Бухару возят из Ташкента, потому что раввин сейчас есть только в столице. Рис, зелень и многие другие продукты кошеруем сами, рис перебирать правильно научили в Бухаре, зелень кошеровать там же. Есть нюансы. Например, лук и чеснок необходимо чистить только перед использованием, а не заблаговременно. Вот посуду откошеровать не успела, но я старую просто перестала использовать и купила все новое, где еще не смешивали мясное и молочное. Кошерной молочки я у нас не встречала, но думаю, это не так страшно. Если я верно поняла, кошерность молочки требуется, чтобы не смешивалось коровье молоко и, допустим, верблюжье. «Нестле» этим и так не грешит. Рыба тут в основном с чешуей, сомов не едим. Соблюдающие люди пусть знают, что пестрая рыба не кошерна. Яйца кошернее белые, в них реже встречается кровь. Перед жаркой разбиваем яйца в чашку. Если живете внутри религиозной общины, там всему научат.

Натан: Кошерную кухню здесь найти сложно. Я взял с собой кошерное мясо и в домашних условиях могу себе кошерно приготовить еду. Пойти в ресторан здесь, как в Москве, не получится. Это там есть заведения на Бронной или в других местах. Здесь есть люди, которые предоставляют кошерное мясо. Можно купить барана или курицу, отвезти к человеку с сертификатом, а потом забрать мясо. Специального магазина тоже нет.

Куда идти в первую очередь

Бухара
Фото: pxhere.com

Алина: Мой фаворит во всем Узбекистане — это Бухара, весь город — шедевр. В Ташкенте я люблю Театр Алишера Навои. Очень колоритен рынок Чорсу. Также советую съездить в горы Ташкентской области.

Натан: По адресу ул. Занжирбог, 7 (Ташкентская бухарско-еврейская ортодоксальная сефардская синагога. — Прим. ред.) всегда принимают и хабадских, и горских евреев. В Москве эти направления разделены. Здесь такого разделения нет, потому что люди приезжают и даже не знают, куда пойти. Если говорить про весь Узбекистан, то у нас прекрасные места вне Ташкента — это Хива, Бухара, Самарканд. В самом городе еврейские достопримечательности — это синагоги. В Самарканде их больше, например, могила Даниила, где святую воду можно набрать. В Бухаре также очень много.

Какие блюда узбекских евреев обязательно нужно попробовать

бахш
Бахш. Фото: stalic.livejournal.com

Алина: Обязательно попробуйте бахш — плов бухарских евреев, оши-сирканиз, баклажанную икру и жареную рыбу. Бахш определенно можно поесть в «Шаломе», остальное, наверно, лучше в Бухаре, а не в Ташкенте.

Главные достоинства Ташкента

узбекистан
Фото: tourstouzbekistan.com

Алина: Главный плюс — это теплое отношение людей. Ташкент — это теплый город, очень уютный и способный ответить любовью тем, кто полюбит его.

Илья: Плюсы – это низкие цены, доброжелательные люди и уважение к старшим.

Главные недостатки Ташкента

Алина: Вождение в городе.

Илья: Опасное дорожное движение, возможно, для кого-то климат. Как говорят местные, здесь сложно найти работу, а тяжелый труд оценивается очень низко.

Узбекистан или Израиль?

Натан: Надеюсь вернуться в Москву. Насчет Израиля пока не могу сказать, но гражданство у меня уже есть. Жить постоянно в Израиле пока не планирую, хотя жить там нравится. Была дилемма — Израиль или Узбекистан. Решил приехать сюда и навестить семью и внука. Здесь хорошие условия.

Алина: Мы в процессе отъезда, получили свои визы пару недель назад и теперь планируем репатриироваться в Израиль.

Илья: Я в Ташкенте уже более двух недель. Планирую пробыть здесь около года, после чего переезжать в Израиль. Возвращаться в Россию в ближайшее время планов нет.