Любимый певец Израиля

Арик Айнштейн — легенда израильской эстрады

Арик Айнштейн
Арик Айнштейн. Фото: Wikimedia Commons
О жизни и творчестве великого израильского певца, в юности — спортсмена, не планировавшего стать звездой сцены. Арик Айнштейн — поистине народный артист Израиля, известный своим уникальным музыкальным стилем и особой доверительной интонацией.

Биография

Арик Айнштейн родился 3 января 1939 года в Тель-Авиве в семье актера. До провозглашения независимости Израиля оставалось еще 9 лет. Будущий музыкант появился на свет в британской подмандатной Палестине.

Арик не получил профессионального музыкального образования — изначально хотел быть спортсменом и даже добился значительных успехов, став чемпионом Израиля по прыжкам в высоту и толканию ядра среди юниоров.

В 1957 году Айнштейн был призван в израильскую армию и по совету отца присоединился к военному музыкальному ансамблю «Лаакат Ха-Нахаль». В то время группа набирала популярность в Израиле — ее репертуар состоял преимущественно из веселых песен, которые поднимали боевой дух войск. Участие в ансамбле стало первым шагом на пути к головокружительному успеху на музыкальном поприще.

В 1970 году Арик Айнштейн был удостоен титула «Певец года». Уже в 1979 году он с другим известным израильским музыкантом Шаломом Ханохом отправился в гастрольный тур по США. Так его популярность вышла за пределы Израиля. 

Путь к славе

В 1960 году Арик Айнштейн выпустил песню «hаир hалевана» (ивр. «Белый город»), которая практически сразу стала хитом израильской эстрады. Песня о внутреннем мире автора, олицетворенном воображаемым городом, в котором обитает его душа:

Параллельно с музыкальной карьерой Арик проявил себя как актер, снявшись в фильме «Нини», в ленте «Салах Шабати» и других кинокартинах. В общей сложности Арик снялся в 10 фильмах.

В 1964 году музыкант присоединился к «Гешер Ха-Яркон Трио» (ивр. «Трио моста Ха-Яркон»). На их музыку оказала влияние в том числе группа The Beatles. Предлагаем вам прослушать их выступление — в песне речь о трех незадачливых ухажерах одной и той же девушки, которые не спят ночами и ждут благосклонности красавицы под ее окнами:

Как вокалист Арик выступал также и в других ансамблях, в частности, «Самбатион», «Ха-халонот ха-гвоим» (ивр. «Высокие окна», со Шмуликом Краусом и Джози Кац) и проч. 

Отсылки к творчеству легендарной британской группы явственны и в дальнейших работах Арика. Вот, например, культовая композиция «Yesterday» в переложении дуэта Арика Айнштейна и Яффы Яркони:  

Помимо The Beatles, на Арика оказали существенное влияние традиционный рок и французский шансон, что сформировало его узнаваемый и совершенно уникальный творческий почерк.

В 1966 году Арик Айнштейн выпускает сольный альбом «Шар бишвилех» (ивр. «Пою для тебя»), который окончательно утвердил его на олимпе израильской эстрады на долгие годы. 

Легенда израильской сцены избранные композиции

Айнштейн, скоропостижно скончавшийся 26 ноября 2013 года, по сей день является одной из культовых фигур современной израильской музыкальной культуры. Он записал более 30 сольных альбомов и исполнил в общей сложности свыше тысячи песен. 

Одним из главных его хитов стала песня «Шаббат ба-Бокер» (ивр. «Утро Шаббата»), которую вы уже могли слышать в детском исполнении в нашей музыкальной подборке ко Дню матери. Рекомендуем вам прослушать ее в оригинальном исполнении самого Арика Айнштейна:

Лирическую композицию «Ани вэ-ата» (ивр. «Я и ты») о том, что вместе можно изменить мир к лучшему, знает наизусть чуть ли не каждый израильтянин. В 2008 году Первый канал Израильского телевидения и радиостанция «Решет Гимель» провели опрос, приуроченный к 60-летию Государства Израиль. Респонденты должны были назвать своих любимых израильских песню и исполнителя. По итогам опроса композиция «Ани вэ-ата» заняла пятое место по популярности, а сам Арик Айнштейн был признан любимым певцом израильтян.

Наконец, значительная часть музыкального наследия Арика Айнштейна — это совместное творчество с Шаломом Ханохом. Предлагаем вам прослушать блюзовую композицию «Коль эхад роцэ» (ивр. «Каждый хочет») о том, что наши желания, увы, не всегда соответствуют нашим возможностям: