Мир как беспредметность. Новая выставка в Еврейском музее

Посетители увидят сотню авангардистских работ и смогут почувствовать себя художниками

Анна Лепорская. Фрагмент картины «Три фигуры». 1932–1934.
Фото: jewish-museum.ru
С 20 октября 2022 года по 19 февраля 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие».

Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин-центром. 

На выставке будет представлено 98 работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Вятского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея, Томского областного художественного музея, Ярославского художественного музея, Витебского областного краеведческого музея, Музея-усадьбы «Кусково», а также частных коллекций. 

Среди художников, чьи произведения будут показаны в экспозиции, — Марк Шагал, Казимир Малевич, Лев Юдин, Константин Рождественский, Анна Лепорская, Илья Чашник, Николай Суетин, Валентин Курдов, Вера Ермолаева, Михаил Векслер, Павел Филонов, Михаил Матюшин, Эдуард Криммер, Роберт Фальк, Дмитрий Санников, Иван Гаврис и другие. Государственная Третьяковская галерея после проведенной реставрации предоставила на выставку пострадавшую в декабре 2021 года работу Анны Лепорской «Три фигуры».

Впервые выставочный проект был показан в арт-галерее Ельцин-центра (5 ноября 2021 — 20 февраля 2022). Московская версия существенно дополнена и расширена, в том числе графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», живописью из Витебского областного краеведческого музея. 

Важной частью московской выставки станет специальный проект «Я — Малевич» — новаторский эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предложит зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции. С помощью своего смартфона, наушников и QR-кода игры «Я — Малевич» посетитель сможет выбрать, от чьего лица посмотреть выставку. Путешествие с каждым героем продолжительностью около 15 минут позволит зрителю — как впервые встретившемуся с авангардом, так и искушенному — погрузиться в хитросплетения художественной жизни начала ХХ века, пройти жизненный и творческий путь выбранного персонажа, по-новому взглянуть на авангардные произведения и понять, как зарождалось новое искусство 100 лет назад. Специальный проект доступен по входному билету на выставку и рекомендован для зрителей старше 10 лет.

Центральная тема выставки — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики.

Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника. Супрематизм стал одной из основ авангарда, глобально определил путь его развития, сделал его уникальным и неповторимым, а для учеников и последователей мастера теория беспредметности превратилась в своего рода религию.

Экспозиция представит три периода:
• от Витебской художественной школы до основания УНОВИСа и роста его популярности в 1919–1921 годах;
• создание Государственного института художественной культуры (Гинхук, 1922) в Петрограде и становление научной работы в институте под руководством Казимира Малевича;
• после закрытия Гинхука в 1926 году, когда супрематизм и другие авангардные направления становятся объектом обвинений в формализме и вытесняются официальным советским искусством.

Источник

 
 
Еврейский музей

Одна из крупнейших в мире выставочных площадок

Ельцин-центр

Президентский центр Бориса Ельцина

Музей-усадьба «Кусково»

Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым

Русский музей. Михайловский дворец

Первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основанный в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II

Третьяковская галерея

Главный музей национального искусства России

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Крупнейший в Москве музей зарубежного искусства

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Один из старейших музеев России

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Вятский художественный музей

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Старейший на Северном Кавказе художественный музей

Томский областной художественный музей

ТОХМ

Ярославский художественный музей

Крупнейший музей искусств города