«Не ищите особого подхода к детям!»

Советы родителям школьников накануне 1 сентября

Фото: Shutterstock
Сегодня, в преддверии 1 сентября, мы дарим нашим родителям уникальные советы по выстраиванию отношений со своими детьми. Это не просто советы, а по сути гаммы для родителей, разучивание которых прямо-таки необходимо для успешного родительства, счастливого детства и будущего наших детей.

Советы, которых в оригинале больше полутора сотен и которые составляют основу практического курса для родителей «Воспитание свободой» Артема Соловейчика, появились в результате огромного напряжения души сотрудников редакции педагогической газеты «Первое сентября», созданной известным педагогом и журналистом Симоном Соловейчиком в 1992 году. Накопленный ею опыт глубинного понимания природы воспитания и вырастания человека — бесценный и беспрецедентный.

Все советы — и простые, на первый взгляд, и сложные — главные. Лейтмотив всех советов звучит так: «Не ищите особого подхода к детям. Ко всем людям у нас должен быть только один подход: человеческий».

Но для начала — тест. Если ребенок спрашивает нас, что ближе — Луна или Солнце, не отвечайте: «Конечно, Луна», ответьте: «Луна». Если вы понимаете, в чем гениальность этого совета, то ваш родительский слух уже настроен и вы сами сможете выдать на-гора хоть сотню, хоть две, хоть три сотни советов для родителей. Если пока не видите, что такого в этом совете, то страшного в этом ничего нет. Просто начните понемногу, но каждый день, разучивать предложенные ниже гаммы.

Последовательность выбранных для этой публикации советов сохранена по оригиналу сборника советов родителям (© ИД «Первое сентября», 2023)

  • У ребенка лишь одно детство. И вот оно перед вами. Пожалейте детство человека; стоит ли портить его своими придирками — ведь, увы, неизвестно, что ждет ребенка завтра, какие напасти. Берегите, пожалуйста, детство.
  • В любой, самой сложной ситуации постараемся помнить, что главное не просто ее разрешить, а разрешить, сохраняя достоинство ребенка. И если мы будем иметь в виду эту цель, то почти наверняка найдем лучший выход.
  • Не ищите особого подхода к детям. Ко всем людям у нас должен быть только один подход: человеческий.
  • Нам всегда страшно за жизнь детей, из-за чего непослушание особенно раздражает. Будьте внимательны, а все-таки старайтесь предоставить детям возможно больше свободы.
  • Ребенок всегда выше подозрений. Не потому, что дети не делают ничего дурного, а потому, что подозрение страшнее всего того дурного, что могут сделать дети.
  • Не загоняйте ребенка в тупик. Когда ребенок в тупике, его реакцию предсказать невозможно.
  • Из высоких моральных соображений мы вмешиваемся в жизнь ребенка, осуждаем его, укоризненно говорим: «Что из тебя вырастет?» Но не находимся ли мы в плену абстрактных представлений о том, как должно?
  • Вы сказали — и забыли. А дети помнят всегда. Одно доброе слово может переменить жизнь ребенка, одно несправедливое, сказанное сгоряча, может испортить отношения на всю жизнь. Будьте внимательны к словам.
  • Оберегайте детей с художественными наклонностями — тех, кто рисует, музицирует, сочиняет. Не потому, что из них могут вырасти великие, а потому, что они по-другому видят мир, у них другая психика.
  • Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в нас. У ребенка неприятности? Тем более любите его.
  • Оглянитесь на свою жизнь: не слишком ли много жертв приходится приносить детям ради того, чтобы вы могли гордиться: «У меня прекрасные дети!»
  • Говорят: «Тяжело в учении — легко в бою». Но это правило для солдат, а не для детей. Наоборот, всеми силами старайтесь облегчить детям жизнь, чтобы они ее полюбили. Чем радостнее жизнь детей здесь и сейчас, тем интереснее им будет жить потом.
  • Бывают такие дети, что к наказаниям они нечувствительны и даже добром к ним не пробьешься. Но их поражает великодушие. Будьте великодушны.
  • В детском доме Януша Корчака при разборе проступков выносили лишь два определения: признать невиновным или простить. Попробуйте и вы ввести такие правила в вашем доме.
  • Мудрый человек сказал: войну объявляют пожилые, но воевать и погибать приходится молодым. Как можете оберегайте детей от крайних, воинственных идей и взглядов.
  • Однажды остановитесь с детьми и вместе посмотрите на мчащийся поезд. Он промелькнул — и сколько чужих жизней пронеслось перед вами в один миг! Учите детей думать о чужих и незнакомых.
  • Учитесь самому трудному в педагогической премудрости — искусству прощать. Смотреть сквозь пальцы, уступать, не гневаться, не обижаться — прощать.
  • Мы устаем от детей не потому, что они надоедливы, а потому, что общаемся с ними в полдуши. Если мы не можем заниматься с ребенком весь день напролет, сосредоточимся полностью на нем в те минуты, когда с ним общаемся.
  • Постарайтесь как можно реже говорить: «Я за тебя боюсь» — ребенок не должен нести на себе груз наших страхов.
  • Насилием ничему нельзя научить ребенка, можно только научить его насилию.
  • Скорее надо беспокоиться о детях безмолвствующих, во всем с вами согласных и покорных, чем о тех, кто заставляет вас возмущаться, говорить, радоваться или сокрушаться.
  • Надо помнить, что зло вырастает из добра, когда мы не умеем им правильно пользоваться. Не добро, конечно, в этом случае виновато, а нетерпение нашего сердца, стремящегося это добро осуществить во что бы то ни стало.
  • Этот призыв высказан неоднократно самыми разными людьми: никогда не посягайте на свободный выбор ребенка. Ребенок должен познать разное, в том числе и то, что такое ошибки.
  • Развеселить, утешить, обрадовать ребенка гораздо легче, чем взрослого человека. Так давайте пользоваться этим чаще, и, может быть, тогда мы сами перестанем унывать перед лицом своих огорчений.
  • Как часто запрет приводит к его нарушению, ставит детей в оппозицию к взрослым, вызывает новые запреты. То есть запрет — самая крайняя мера человеческого общежития.
  • Если весь год он учился кое-как, а теперь, в самом конце, вдруг берется за голову, так и хочется сказать: раньше надо было думать. Не говорите так. Цените любое стремление ребенка к изменению.
  • Постараемся не брать с детей обещаний; ведь обещание, даже самое добровольное, — это та граница, на которой кончается диалог и начинается принуждение.
  • Не так сложно исправлять ошибки ученика. Куда сложнее научить ребенка их не бояться.
  • Нередко нам кажется, что ребенок повторяет чужие мысли. Но даже будучи уверенными в этом, не станем задевать его самолюбие и говорить с раздражением: кто тебя этому научил? Ведь эта фраза — последняя на пути к диалогу и первая на пути к ссоре.
  • Если на ваш вопрос: «Поедешь ли ты отдыхать вместе с нами?» — ребенок в этот раз ответил «нет», не будем воспринимать это как вызов. Может быть, просто за всеми хлопотами мы не заметили, что он повзрослел.
  • «Подумай над своим поведением»… «Я не хочу с тобой разговаривать»… Будем помнить, что каждая резкая, грубая фраза, сказанная в адрес ребенка, свидетельствует о нашей беспомощности.
  • Почему мы так легко запрещаем и с такой неохотой разрешаем ребенку даже самые безобидные вещи? Попробуем хоть раз сделать наоборот.
  • Нас раздражает, что в руках детей все пачкается, рвется, ломается. «Да, но что делать, они осваивают мир», — вздыхаем мы. Но, может быть, не просто осваивают, а пытаются перебороть равнодушие правильных и аккуратных вещей?
  • Если ребенок с вами откровенен, будьте бережны. Не используйте его признания в воспитательных целях. Ведь воспитание — это понимание, а не воздействие.
  • У него семь пятниц на неделе: то увлечется рисованием, то моделями самолетов, то пишет рассказ – и ничего не доводит до конца. Но постараемся помнить, что для взрослых важен зримый результат, а для ребенка важнее перевоплощение в художника, писателя, конструктора. И может быть, внутри себя он всего достиг, даже если бросил дело на полпути.
  • Если ребенок откладывает какое-нибудь дело на завтра, он ничего нам не обещает, а лишь дает понять, что ему это делать не хочется. И значит, завтра не будет никакого смысла упрекать его в необязательности.
  • В древности считали, что всякий действующий по принуждению — недостойный человек. Если хотите воспитать достойных людей, старайтесь исключить всякое принуждение.
  • Читайте поэтов. Они дают простор нашему сердцу…
  • Если ребенок спрашивает нас, что ближе — Луна или Солнце, не отвечайте: «Конечно, Луна». Ответьте: «Луна».
Еврейская общеобразовательная школа «Маалит»

Первая еврейская общеобразовательная школа смешанного обучения, созданная при участии Российского еврейского конгресса

Школа «Олимп-Плюс»

Частная средняя школа

персоны
Соловейчик Артем Симонович

Вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации «Российский учебник», главный редактор ИД «Первое сентября»