Популярные теги
Справочник

Московская хоральная синагога

Старейшая синагога Москвы

https://centralsynagogue.ru/

+7 (495) 624 24 24

https://vk.com/moscowchoralsynagogue

info@centralsynagogue.ru

г. Москва, пер. Большой Спасоглинищевский, 10/1

Своим появлением Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке (бывшая улица Архипова) обязана царю-реформатору Александру II и Московскому еврейскому обществу. Царь позволил евреям, прежде всего купцам 1-й гильдии, состоявшим в этом высшем купеческом обществе не менее десяти лет, — жить и работать вне черты оседлости, в том числе и в столичных городах: реформы требовали денег. Потом высочайшая милость была распространена и на евреев-ученых, ремесленников, выпускников университетов, когда уже не только деньги, но и руки, и мозги инородцев оказались востребованы Империей.
Эта «востребованность» и позволила Московскому еврейскому обществу обратиться к известному своими либеральными взглядами князю Владимиру Андреевичу Долгорукову, генерал-губернатору Москвы, с просьбой о разрешении построить еврейскую молельню. Территория для нее в бывшей гончарной слободе (отсюда и название переулка — Глинищевский — глина) была выкуплена общиной в 1886 году. Выкуплена, конечно, не по реальной цене (кто бы продал), но с большой выгодой для городского хозяйства. Община взяла на себя все долги по этому владению, которые до того тяжелым бременем лежали на Московском городском кредитном обществе (в современной терминологии – на муниципальном банке). Эти долги община выплачивала тридцать восемь лет: из-за огромной суммы долга и непредвиденных (трансакционных) расходов, связанных со строительством синагоги.

Территория в Спасоглинищевском переулке была выбрана Московской общиной не случайно. Дело в том, что неподалеку, в Глебовском подворье в Зарядье, образовалось то, что в московском обиходе называлось «еврейским гетто». Именно здесь всеми правдами и неправдами еще с тридцатых годов девятнадцатого века стали селиться евреи, чей бизнес уже не вписывался в узкие рамки черты оседлости. Однако московские власти не позволяли открыть молельню в районе Китай-города, поэтому они и выбрали Спасоглинищевский переулок – до него от Зарядья можно было дойти вечером в пятницу и в субботу утром пешком. Сначала здание для молельни арендовали там же, в Спасоглинищевском, в так называемом доме Рыженкова (доходный дом) — естественно, по специальному разрешению министра внутренних дел. Потом заказали проект еврейского молельного дома архитектору Семену Эйбушитцу – австрийцу, выпускнику Московского училища живописи, позднее принявшему российское подданство. Первый проект молельни больше походил на казенное учреждение, вроде больничного дома или приюта, нежели на синагогу. Однако ему не суждено было реализоваться: начало восьмидесятых годов было отмечено кровавыми еврейскими погромами, последовавшими за убийством народовольцами царя-реформатора Александра Второго.

Режим в России всегда развивался по синусоидальному циклу: кровь – либерализация – ужесточение режима – снова кровь. Евреи всегда оказывались на гребне этих синусоид: когда она была вверху (либерализация) и когда она оказывалась внизу (кровь). В 1886 году все тот же Семен Эйбушитц разработал новый проект синагоги. Но это было уже не скромное здание, напоминавшее больничку или приют, а большая купольная базилика с вмонтированным в купол щитом Давида, по примеру той, что была в Вене. На территории Российской империи синагога с куполом была лишь в Варшаве, еще одна строилась в Санкт-Петербурге, чуть позже, в начале следующего века, была построена и в Смоленске. Смоленская синагога имела самую счастливую судьбу: единственная из всех пережила погромы и сохранила свои купола.

Закладка Еврейского молитвенного дома в Спасоглинищевском переулке состоялась 28 мая 1887 года: в восточную стену здания вмонтировали каменную капсулу с закладной грамотой.

Однако уже в следующем году известный своими черносотенными взглядами обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, имевший колоссальное влияние на слабого и пьющего царя Александра Третьего, подал жалобу министру внутренних дел: Победоносцев утверждал, что синагога, да еще и с куполом, оскорбляет чувства православных. У Победоносцева был свой план решения еврейского вопроса: «Одну треть следует уничтожить, одна треть — эммигрирует и одна треть ассимилируется». Генерал-губернатор Москвы князь Долгоруков пытался защитить уже почти отстроенную синагогу. Но что князь-губернатор против самого обер-прокурора? Князя удалили от двора, а позже под благовидным предлогом отправили в отставку. Купол распорядились разобрать, мотивируя это тем, что проект молельного дома не прошел согласование с министерством внутренних дел. С фронтона убрали изображение Скрижалей завета – обязательного элемента всех синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек синагоги, которые, собственно, не закончились и по сей день.

Однако период реакции в России (кстати, не только в России: в Германии тот же прием использовали Кайзер и Гитлер) характеризовался тем, что власть вмешивалась в конкурентную борьбу предпринимателей, разделяя их на «чистые» и «нечистые». В 1891 году, в еврейскую Пасху, власти выгнали 30 тысяч еврейских ремесленников и мелких купцов за пределы Москвы, таким образом оказав поддержку «чистым» русским и немецким коммерсантам. В городе разрешили остаться лишь купцам первой гильдии, квалифицированным евреям (потом выгнали и юристов) и детям «николаевских солдат» — общим числом пять тысяч человек. «Великое изгнание евреев» из Москвы осуществлялось с жестокой неумолимостью: как писал позже один из очевидцев, родителям не позволяли забрать из больничек больных детей.

Спустя год в синагогу явился пристав, который принес предписание, запрещающее проведение службы в Хоральной синагоге. Старый раввин Зелиг Минор написал прошение министру внутренних дел и новому генерал-губернатору Москвы Романову с просьбой не оставить евреев без возможности обращаться к Б-гу. Реакция была предопределена: раввина Минора выслали из Москвы, запретив когда-либо покидать территорию черты оседлости, а Московскому еврейскому обществу повелели «синагогу продать или обратить в благотворительное заведение, в противном случае здание грозили продать с торгов Губернским правлением», — гласило высочайшее повеление от 23 сентября 1892 года.

Общине ничего не оставалось, как приспособить здание под трехклассное ремесленное училище-приют, названное Александровским — в честь царя-реформатора Александра Второго, давшего евреям почти равные права с их христианскими соседями. Однако и его обязали закрыть в 1895 году. Тогда евреи назвали учреждение, располагавшееся в здании запрещенной синагоги, училищем-приютом «Талмуд-Тора». В конце девятнадцатого века во всей Москве оставался лишь один еврейский молельный дом – частная молельня банкира Лазаря Соломоновича Полякова на Б. Бронной улице. Так же, как русская литература возникла и жила исключительно по недосмотру начальства, так и еврейская молитва звучала не только шепотом, исключительно по причине вечного греха российской власти – расточительного отношения к казенным деньгам.

Училище «Талмуд-Тора» закрыли в 1897 году, здание предписали полностью переделать: стоимость переделок оценивалась в колоссальную для тех времен сумму – 37 тысяч 560 рублей (тарелка супа стоила 5 копеек). За разрушением синагоги обещал следить лично обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Потом были погромы конца века, и погромы века нового: около миллиона евреев покинули Россию. Правительство Соединенных Штатов Америки прекратило с Россией торговые отношения.

После первой русской революции 1905 года появился Апрельский манифест царского правительства о свободе вероисповеданий. Министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин обратился к царю Николаю Второму с ходатайством разрешить открытие Московской хоральной синагоги. Знаменитый московский архитектор Роман Иванович Клейн был приглашен для восстановления интерьера молельного дома. Отделка была закончена уже в следующем десятилетии и обошлась общине почти в 200 тысяч рублей.

И тут грянула вторая русская революция. 1 августа 1923 года ВЦИК Совета народных комиссаров постановил: «Находящуюся в Московской синагоге по Спасоглинищевскому переулку библиотеку передать Белорусскому государственному университету …». Спустя три года часть синагоги передали «Текстильстрою», в 1960-м — еще часть отдали под резервную шахту Метрополитена.

Тем не менее Московская Хоральная синагога продолжала жить, верующие евреи то уходили в подполье, то выходили из него. В семидесятые и восьмидесятые годы улица Архипова стала местом встречи отказников и учеников подпольных ешив. В девяностые на еврейские праздники в синагогу стало не пробиться: вдруг оказалось, что в Москве, несмотря на десятилетия гонений и иммиграцию, по-прежнему живет много евреев, для которых старая синагога в Спасоглинищевском стала местом собраний.

персоны
Шаевич Адольф Соломонович

Главный раввин России, Председатель Совета общины МЕРО, председатель Попечительского Совета МЕОД

Райхман Элиэзер

Заместитель главного раввина Москвы

Ройтберг Григорий Ефимович

Член бюро президиума НО БФ РЕК, член президиума НО БФ РЕК, председатель Попечительского совета РЕК

Малис Александр Адольфович

Председатель Московской еврейской религиозной общины

Материалы
Вы знали, что в Москве тоже есть Стена Плача?
Московская Стена Плача находится недалеко от московской Хоральной синагоги по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10. Автором идеи создания в столице памятника, прообразом которого является ...
Рош а-Шана 5784. Где и как отмечать еврейский Новый год в России?
Продолжаем собирать для вас самое интересное из нашей афиши. Смотрите, где и как еврейские общины будут отмечать Рош а-Шана 5784, и выбирайте событие по душе.
В Санкт-Петербург за «Еврейским счастьем»
Лето в театральной жизни — время затишья. И все же театралам есть что посмотреть. Добавьте к этому экскурсии и выставки — и скучать точно не придется. Делимся подборкой культурных развлечений на пр...
Почему женщины чаще проходят гиюр?
С тех пор как в России появилась возможность прохождения гиюра, геры (мужчины, принявшие иудаизм) и гиёрет (женщины, перешедшие в иудаизм) стали заметным явлением в местных еврейских общинах.
Как найти синагогу? Эксперимент без навигатора
Издание mk.ru проверило, как прожить без навигатора и может ли современная молодежь ориентироваться в Москве без гаджетов. Первым заданием стало найти синагогу в Китай-городе.
Москва 5734: осенние праздники в Хоральной синагоге. Фотовыставка
Музей истории евреев в России открыл онлайн-выставку фотографий.
тора
День еврейских знаний в Москве
Молодежная еврейская организация «Гилель-Россия» приглашает 27 ноября на 12-й День еврейских знаний. В этом году его темой станет ребилдинг.
В двух местах сразу: посетители ВДНХ смогут прогуляться по хоральной Синагоге
В павильоне «Макет Москвы» на ВДНХ теперь можно посмотреть видеоэкскурсию по храмовым комплексам города.
Объекты
Школа № 1621 «Древо жизни» Москва

«Древо жизни/Лаудер Эц Хаим»

Религиозная еврейская школа «Решит Хохма» Москва

Воспитательное учреждение для детей

Детский сад «Ган Кохавим» Москва

«Сад звездочек»

Ешива «Торат Хаим» Москва

Академия иудаики Высшее еврейское духовное учебное религиозное заведение, крупнейшее из еврейских учебных заведений России

Женская семинария «Махон Элуль»

Дополнительное образование для девушек

Молодежный образовательный центр «Тора ми-Цион»

Центр еврейского религиозного образования

Олами Москва

Olami — еврейская молодежная организация

Раввинский суд Московской хоральной синагоги (КЕРООР)

Раввинский суд работает под руководством раввина Пинхаса Гольдшмидта

Община «Тора ми-Цион»

Центр еврейского религиозного образования

Московская еврейская религиозная община (МЕРО)

Московская хоральная синагога

Кафе «Бейгл»

Молочное кафе во дворе Московской хоральной синагоги

Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР)

Всероссийская религиозная организация, объединяющая общины ортодоксального иудаизма