От Аркадия Райкина до Вуди Аллена. Еврейские отцы современной комедии

Во Всемирный день юмора мы задаемся вопросом: «Почему в жанре комедии так много евреев?»

Аркадий Райкин в фильме «Волшебная сила искусства» (1970). Фото: Гостелерадио СССР
Американский комик еврейского происхождения Джон Ловиц отвечает на этот вопрос так: «Чтобы быть смешным, ты должен страдать. Мы много страдали в прошлом, наверное, это делает нас талантливыми в юморе».

Обозреватель «Еврейской жизни» Натаниэль Трубкин предлагает вспомнить еврейских отцов-основателей жанра комедии, без которых современный юмор был бы совсем другим.

Граучо Маркс

Граучо Маркс в картине «Ночь в опере» (1935). Фото: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Граучо, один из легендарных братьев-комиков Маркс, родился в 1890 году в Нью-Йорке в еврейской семье.

Успех комику принесло участие в комедиях 1930-х «Утиный суп», «Ночь в опере» и «День на скачках» и работа на телевидении в 1950-х. Его сценический образ — черные нарисованные брови и усы, очки и сигара — стал каноническим в жанре комедии и многократно пародировался комиками разных лет. Граучо всегда изображал язвительного дельца и авантюриста, доставляющего проблемы добропорядочному обществу.

Когда дочери Граучо запретили доступ в бассейн загородного клуба, в котором существовали ограничения для евреев, комик иронично ответил: «Но моя дочь еврейка только наполовину. Она может войти по пояс?»

Актер ушел из жизни в 1977 году.

Аркадий Райкин

Кадр из фильма «Волшебная сила искусства» (1970). Фото: Гостелерадио СССР

«Король смеха» и пионер современного русскоязычного стендапа Аркадий Исаакович Райкин родился в 1911 году в Риге в еврейской семье портового служащего и акушерки.

В 1930-х совершил головокружительную карьеру — от начинающего комедианта до художественного руководителя Ленинградского театра эстрады и миниатюр, позже названного в его честь.

Непревзойденный мастер сценического перевоплощения, Райкин создал созвездие блестящих комических персонажей в театре и кино. Большинству советских зрителей Райкин запомнился участием в киноновелле «Волшебная сила искусства» в несвойственном ему образе хулигана.

Скончался в 1987 году.

Мел Брукс

Мел Брукс в фильме «Сверкающие седла» (1974). Фото: Warner Bros.

Актер, продюсер и сценарист Мел Брукс, урожденный Мелвин Джеймс Камински, появился на свет в 1926 году в Нью-Йорке в семье иммигрантов из Российской империи.

В качестве комедийного актера Брукс запомнился ролью говорящего на идише вождя индейского племени в картине «Сверкающие седла».

В 1969 году комедия «Продюсеры», ставшая режиссерским дебютом Брукса, получила премию «Оскар» и остается классикой американской комедии по сей день. В 2001 году Мел Брукс поставил одноименный мюзикл, заслуживший 12 премий «Тони», а несколькими годами позже выпустил ремейк оригинального фильма.

Вуди Аллен

Вуди Аллен в фильме «Энни Холл» (1977). Фото: Jack Rollins & Charles H. Joffe Productions

Комик, писатель, режиссер знаменитых киношедевров «Энни Холл», «Манхэттен», «Матч-пойнт» и «Полночь в Париже» Вуди Аллен (настоящее имя — Аллан Стюарт Кенигсберг), родился в 1935 году в Бруклине в семье еврейских иммигрантов из Литвы и Австрии.

Вундеркинд от комедии, он начал писать шутки для стендапа в возрасте 15 лет. Впоследствии ушел в кино и создал жанр «интеллектуальной комедии», главный герой которой — рефлексирующий интеллектуал еврейского происхождения. Мелодрама Аллена «Энни Холл» 1977 года (с режиссером в главной роли) получила сразу четыре премии «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм».

Вуди Аллен — обладатель большинства европейских кинопремий, включая венецианского «Золотого льва», каннскую «Пальмовую ветвь» и французскую национальную премию «Сезар».

Утиный суп

США, 1933 г. Чтобы спасти маленькую страну Фридонию от банкротства, богатая вдова госпожа Тисдейл соглашается пожертвовать на это 20 миллионов долларов. Но только при условии, что ухлестывающий за ней Руфус Т. Файрфлай станет лидером страны.

Ночь в опере

США, 1935 г. Ловкач Отис Дрифтвуд придумал способ прикарманить денежки богатой вдовы, делами которой он управлял.

День на скачках

США, 1937 г. Из-за долгов у Джуди Стэндиш должны отнять санаторий, этому всячески способствует администратор, к тому же главврачом по настоянию богатой пациентки назначают ветеринара, помешанного на скачках.

Сверкающие седла

США, 1974 г. Железная дорога должна пройти через городок Рок Ридж.

Продюсеры

США, 1968 г. Неудачливый бродвейский театральный продюсер уже довольно долгое время перебивается «с хлеба на квас», старается срубить «копейку» даже в самых невероятных ситуациях... хотя, по большей части, получается так себе.

Энни Холл

США, 1977 г. Комик Элви Сингер с юмором и иронией рассказывает о своей жизни, о людях, которые его окружают. Он скептически анализирует свои неудачи в личной жизни, в которой было несколько любимых женщин.

Манхэттен

США, 1979 г. Желая бросить опостылевшую работу и привычный круг знакомств, телевизионный сценарист заводит роман с любовницей друга.

Матч-пойнт

США, Великобритания, 2005 г. Некогда известный теннисист Крис переживает не лучшие времена. Надо как-то устраиваться в жизни, а тут еще он на свою беду встречает Нолу, типичную роковую женщину, от которой не стоит ждать ничего, кроме неприятностей. Крис влюбляется в Нолу, а она встречается с его другом Томом.

Полночь в Париже

США, Испания, 2011 г. Писатель и безнадежный романтик, уверенный в том, что должен был жить в 1920-е годы, приезжает в Париж со своей возлюбленной на каникулы и попадает в прошлое. Встречаясь там с Хемингуэем, Пикассо, супругами Фицджеральдами, Гертрудой Стайн, он понимает, что принадлежит этому времени и хочет остаться там навсегда.