Памяти Михаила Гнесина

140 со дня рождения создателя профессиональной школы еврейской музыки

Михаил Гнесин. Фото: Wikimedia Commons
Михаил Гнесин был российским композитором еврейского происхождения, учителем и основателем Общества еврейской народной музыки.

Произведения Гнесина, в которых переплетаются русские и еврейские музыкальные традиции, написаны под влиянием русского модернизма, французского импрессионизма, а также еврейской и идишской народной музыки.

Хотя Михаил Гнесин не преследовался напрямую ни одним из режимов, он подвергался давлению со стороны как нацистского, так и советского антисемитизма. Гнесин был единственным советским еврейским композитором, которого запрещали нацисты. 

Михаил Фабианович Гнесин родился 2 февраля 1883 года в семье ростовского казенного раввина. Вся семья была весьма музыкальной. Его дед был известным исполнителем народных песен на идише, а мать слыла талантливой пвицей, учившейся у композитора Станислава Монюшко. Семь из девяти братьев и сестер Гнесиных впоследствии стали прославленными музыкантами и педагогами. Три старшие сестры Михаила основали в 1895 году в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных.

Михаил окончил Петербургскую консерваторию в 1909 году по классам композиции Н.А.Римского-Корсакова и А.К.Лядова. В 1908 году он помог основать Общество еврейской народной музыки, целью которого было развитие еврейской национальной музыкальной школы. С того же года он руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону он организовал первую в России музыкальную школу и Народную консерваторию.

С 1914 года композитор начал сознательно использовать еврейские и идишские музыкальные традиции в своих произведениях.

В 1914 и 1922 году ездил в Эрец-Исраэль, где познакомился с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на музыкальное творчество Гнесина, ставшего одним из зачинателей профессиональной еврейской музыки в России. Среди его творений на эту тему опера-поэма «Юность Авраама» (1923), сюита из музыки к пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» — «Еврейский оркестр на балу у городничего» (1926), вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1917), «Страницы из «Песни песней» (1919) и многие другие.

С 1923 года работал в Москве, преподавал в музыкальной школе. Профессор композиции Московской (в 1925–1935 годах) и Ленинградской консерватории (в 1936–1944 годах). Среди его учеников наиболее известны Б.Л.Клюзнер, Т.Н.Хренников, А.И.Хачатурян, А.С.Леман, Г.А.Мушель.

С середины 1920-х Гнесин предпринимает усилия для того, чтобы встроиться в советскую официальную музыкальную культуру: он сочиняет симфонию-монумент «1905-1917» и кантату «Красной армии». Им написаны исследовательские работы о программном русском симфонизме, об особенностях музыки народов Советского Союза. 

В 1930-х годах Гнесин испытывал давление от нарастающего антисемитизма и склонялся к тому, чтобы покинуть Россию, опасаясь за будущее евреев в своей стране. Композитор был вынужден прекратить популяризацию еврейской музыки и отказаться от работы над оперой на идише о восстании Бар-Кохбы. Когда нацисты вторглись в Советский Союз, Гнесин эвакуировался сначала в Йошкар-Олу, а затем в Ташкент.

 В 1942 году погиб его единственный сын Фабий, что послужило импульсом для создания знаменитого трио «Памяти наших погибших детей». Во время исполнения этого произведения раздавали программку, содержащую следующие слова композитора:

«Автор стремился не только отразить нашу общую печаль по нашим детям, ученикам, юным друзьям, погибшим в боях за родину, замученных врагом в оккупированных городах, умерших в обстановке эвакуации. Автор хотел как бы восстановить в памяти слушателей облик этих молодых людей — живыми, юными — от детских мечтаний и игр, от юношеской недовоплощенной любви и устремлений к подвигам — до подлинных первых достижений и внезапной гибели. Этим объясняется то, что в этом произведении наряду со страницами элегическими и трагедийными немало страниц чрезвычайно светлых. Эпизоды, относящиеся в этой пьесе к поэзии детских переживаний (первая побочная тема сонаты), построены на теме, сочиненной сыном автора Фабием Гнесиным, ныне погибшим, когда ему было всего восемь лет».

Последние десять лет своей жизни композитор почти не писал музыку. На 75 году жизни Михаил Фабианович скончался. Признания современников он так и не получил. К сожалению, его творения стали популярными лишь спустя много лет. Достижения Гнесина-педагога долгое время заслоняли новаторские прорывы в будущее Гнесина-композитора. Его можно считать одним из создателей профессиональной школы еврейской музыки, в этой области он был истинным пионером, о чем свидетельствуют такие прекрасные произведения, как оркестровая сюита из музыки к пьесе «Ревизор» Гоголя в семи частях под причудливым названием «Еврейский оркестр на балу у Городничего».

Источник