Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Почему Раневская — великая актриса ХХ века?
Как неловкая Фаня Фельдман стала легендарной Фаиной Раневской
Обозреватель «Еврейской жизни» Натаниэль Трубкин расскажет, почему эпитеты «великая» и «незаурядная» больше всего подходят Раневской.
Рождение легенды
Фаина Раневская, урожденная Фанни Фельдман, родилась в Таганроге 27 августа 1896 году в богатой еврейской семье. Однажды ветер унес деньги из рук юной, романтичной и очень неловкой Фанни. Девушка, вместо того чтобы собрать банкноты, самозабвенно любовалась их полету. Ее знакомый воскликнул: «Да вы точно, как чеховская Раневская!» Так «родилась» будущая легенда — Фаина Раневская.
В 19 лет Фаина бросила зажиточную жизнь в родительском доме с прислугами и, несмотря на отцовский запрет, уехала в Москву поступать в театральный институт. Здесь ее ожидали не только первые разочарования и многочисленные отказы, но и знакомства с удивительными людьми эпохи — Осипом Мандельштамом, Мариной Цветаевой, Владимиром Маяковским, Василием Качаловым и Анной Ахматовой.
«Актерка до мозга костей. Если бы в шекспировской труппе были женщины, они были бы таковы», — говорила о Раневской Ахматова.
Звезда экрана: от «Пышки» до Фрекен Бок
Всенародная слава пришла к Раневской лишь в 1930-х годах после дебютной роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка» по одноименной повести Ги де Мопассана. Далее в карьере Раневской последовали культовые комедии «Подкидыш» и «Весна», роль Розы Скороход в «Мечте», образ злой мачехи в сказке «Золушка» и участие в экранизациях Антона Чехова — «Человек в футляре» и «Свадьба». Смелая, самодостаточная, острая на язык и подлинно талантливая актриса превратила каждую из этих сравнительно небольших ролей в запоминающуюся и уникальную. Узнаваемый низкий голос сделал Раневскую не только звездой экрана, но и популярной актрисой озвучки. Помните, как в мультфильме «Карлсон вернулся» неповторимым голосом Фаины Раневской говорит домработница Фрекен Бок?
Театр до последнего вздоха
Поначалу молодую и никому не известную Раневскую не хотела принимать ни одна театральная школа. Но встреча с актрисой и наставницей Павлой Вульф помогла Фаине справиться с неудачами. Вместе они «пересобрали» актерский образ Раневской, сделав из нее глубокую драматическую актрису. Незаурядная и ироничная Фаина сменила за свою жизнь более десятка театров, прежде чем задержаться на четверть века в труппе Театра имени Моссовета, на сцене которого она сыграла свои лучшие роли. В историю русского театра вошла ее роль Люси Купер в постановке «Дальше — тишина..». Именно в этом спектакле Фаина Георгиевна вышла на сцену в последний раз 24 октября 1982 года. Вскоре — летом 1984 года — актриса скончалась в возрасте 87 лет.
Вторая жизнь Раневской
Раневская стала легендой при жизни не только в СССР, но за его пределами. Президент США Рузвельт, увидевший Фаину в фильме «Мечта», называл ее великой актрисой современности. После смерти Раневской британцы внесли ее в топ лучших актрис столетия. Фаина Георгиевна продолжила свою театральную жизнь на российской сцене в постановках «Раневская. Сквозь смех и слезы» и «Фаина Раневская. Одинокая насмешница», посвященных ее судьбе и карьере. В 2023 году на экраны вышел сериал «Раневская», в котором главную роль исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук. Читайте наше интервью здесь
Мастер слова
Фаина Раневская оставила после себя несколько автобиографических книг, отличающихся хлестким, нередко циничным и ироничным языком. Цитаты из них признаны народной классикой. Мы отобрали 5 лучших афоризмов:
Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.
Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
Люди сами себе устраивают проблемы — никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать неудобные туфли.
Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
Многие жалуются на свою внешность, но никто — на мозги.