Почему Рош а-Шана приходится на 7-й месяц иудейского календаря?

Исторический экскурс от редакции «Еврейской жизни»

Авраам иудеи вавилон
Фото: Wikimedia Commons
Вначале с «Новым годом» — в его современном понимании — у ветхозаветных иудеев дело не задалось.

Многие ученые сомневаются, что у «жестоковыйного народа» вообще была традиция отмечать этот праздник. В период Первого Храма (с 8-го до середины 6-го века до н.э.) год начинался весной, в 1-й день Нисана. Но нигде в Торе первое число Нисана не упоминается как особая дата и повод для торжества, подарков и поздравлений. Или хотя бы для особых жертвоприношений в Храме. 

Более того, древние иудеи были настолько суровы, что у них даже не было названий месяцев. Тора просто перечисляет их по порядковым номерам: 1-й, 2-й… и так далее. 

Разумеется, бесконечно без такого волшебного праздника жить было нельзя. Есть версия, что лед в Земле Обетованной тронулся к периоду Второго Храма (516 г. до н.э.) — после того, как еврейский народ вернулся в родную землю из Вавилонского плена. Вернулся — как и положено — не с пустыми руками. 

Во-первых, свои названия получили месяцы иудейского календаря, — они вавилонские по происхождению. Так, название месяца Тишрей происходит от ассиро-вавилонского слова «тишриту» — «начало». 

Во-вторых и в-главных, с караванами репатриировавшихся из Древнего Вавилона иудеев перекочевала сама традиция праздновать новолетие — и именно осенью. Жители Вавилонского царства очень основательно отмечали Новый год. И свой праздник они называли «Реш-Шаттим» (ассиро-вавилонский эквивалент ивритского «Рош а-Шана»). И здесь уже всё встает на свои места.

Впрочем, вековые приключения Рош а-Шана на этом только начинались. Он не сразу вошел в иудейский календарь, традиция празднования складывалась столетиями. 

В книгах, написанных в период Второго Храма (например, в Книге Маккавеев), и в свитках Мертвого моря никакой Рош а-Шана еще не фигурирует. Его первое упоминание появляется в ранней раввинистической литературе — в «Мишне» и «Тосефте» (200 году н.э.). В обоих есть трактаты под названием «Рош а-Шана», где уже говорится о его важности и традициях. Здесь же в «Мишне» впервые появляется главная тема праздника — Суд, которая потом получает развитие в Талмуде. А уж мотив «Дней трепета», когда судьба обычных людей висит на волоске, появляется и того позже — в трудах толкователей Торы в середине 14-го века.

Так что на вопрос «Почему евреи празднуют Новый год осенью?» правильный ответ такой: потому что это традицию они переняли из Древнего Вавилона. А не потому, что осенью елки дешевле.