Потомки жертвы Холокоста предъявили Музею Израиля иск о реституции древней рукописи. Его отклонили

700-летняя рукопись останется в музее Израиля

Агада с птичьей головой
Фото: Wikimedia Commons
Дело об Агаде «Птичья голова» — это первый случай, когда музей в Израиле столкнулся с судебным иском о реституции предмета искусства, предположительно утраченного во время Холокоста.

Верховный суд Нью-Йорка отклонил иск о реституции, поданный против Музея Израиля в Иерусалиме, позволив учреждению сохранить за собой право собственности на Агаду «Птичья голова», старейший из существующих иллюстрированных ашкеназских пасхальных текстов, сообщает Тhe Аrt Newspaper.

Редкая еврейская рукопись XIV века стала предметом беспрецедентного судебного иска, поданного на этой неделе против Музея Израиля в Иерусалиме. Учреждение отказывается вернуть Агаду «Птичья голова», которая находилась в его коллекции с 1946 года, наследникам Людвига Марума, немецкого политика, который стал одной из первых еврейских жертв Холокоста.

Иск был подан в Верховный суд Нью-Йорка четырьмя внуками Марума, трое из которых также пережили Холокост, с требованием вернуть им фамильную реликвию. Это первый случай, когда к какому-либо израильскому музею был подан иск о реституции предмета, предположительно утерянного во время Холокоста.

Средневековая рукопись, известная своими характерными антропоморфными иллюстрациями птиц, попала в собрание музея после окончания Второй мировой войны. Датированная примерно 1300 годом, рукопись была создана на юге Германии и описывается музеем как самая старая из сохранившихся иллюстрированных ашкеназских пасхальных агад, ритуальный текст, используемый в праздновании Песаха. Хотя музей отказался оценить рыночную стоимость рукописи, в иске утверждается, что она стоит 10 миллионов долларов. 

Агада «Птичья голова»
Фото: Wikimedia Commons

Наследники заявили, что рукопись была изъята у семьи, вновь всплыла на поверхность в ходе закулисной сделки с предшественником музея после ее исчезновения из Европы и выставлена ​​​​без разрешения со стороны семьи. Однако семья не смогла доказать, что Агада была украдена именно нацистами — было подтверждено только то, что она вообще была украдена. Это поставило под сомнение применение Закона о реституции произведений, принадлежавших жертвам Холокоста.

Наследники Марума также утверждают, что музей на протяжении более трех десятилетий отказывался признать законные претензии на право собственности, выдвинутые Элизабет, которая умерла в 1998 году, утверждая вместо этого, что Агада действительно «принадлежит еврейскому народу». Однако Музей Израиля утверждает, что именно Элизабет предоставила учреждению право продолжать экспонировать объект. В заявлении музея, переданном The Art Newspaper, говорится:

«В 1950 году деловой партнер покойного Людвига Марума сообщил дочери Марума Элизабет, что Агада была приобретена в Израиле музеем Бецалель. В 1984 году Элизабет посетила Музей Израиля и впоследствии написала письмо от имени семьи о том, что Агада должна оставаться частью музейной коллекции «на благо общества». По ее просьбе этикетка была обновлена, чтобы признать семью. К сожалению, спустя 40 лет после того, как Элизабет написала Музею Израиля, что Агада должна оставаться в его коллекции, ее дочь, племянница и племянники судятся с музеем, пытаясь нарушить ее желание».

В ответ адвокат истцов в Иерусалиме Меир Хеллер сообщил The Art Newspaper: 

«Музею хорошо известно, что Элизабет собиралась подать в суд на музей и не отказывалась от владения Агадой, принадлежавшей семье. Наследники, предоставляя публике доступ к Агаде, не дают музею никаких оснований претендовать на право собственности ни тогда, ни сегодня».

Истцы хотят, чтобы книга была физически изъята из Музея Израиля и переименована в «Марум Агада». Затем они надеются выставить его на всеобщее обозрение в «достойном учреждении».

Фото: Wikimedia Commons

10 ноября 2022 года коммерческий отдел Верховного суда Нью-Йорка удовлетворил ходатайство Музея Израиля об отклонении иска. Юридическая фирма Weil подготовила ходатайство от имени музея, заявив, что истцы не обладают личной юрисдикцией для предъявления претензий. Суд согласился, ответив, что дело «практически не связано с Нью-Йорком», «ни одна из сторон не находится в Нью-Йорке», и «события, повлекшие по крайней мере две из трех причин иска, произошли полностью за пределами Нью-Йорка».

В судебных документах истцы ссылались на различные факты, связывающие дело с Нью-Йорком, утверждая, что электронную версию Агады «Птичья голова» в Музее Израиля можно «купить везде, включая Нью-Йорк», и утверждая, что музей «ведет бизнес в Нью-Йорке через некоммерческую организацию «Американский музей друзей Израиля» или AFIM, которая привлекла для музея более 435 миллионов долларов и имеет основное место деятельности в Нью-Йорке».

Суд постановил, что эти ассоциации не имеют отношения к делу. В решении суда судья Мелисса Джейн Крейн заявила, что «жалоба кажется просто попыткой воспользоваться Законом от 2016 года, что вряд ли применимо».

Потомки Людвига Марума еще могут обжаловать это решение. Вероятно, это последний в истории иск о реституции жертв Холокоста, который был подан наследниками, пережившими Холокост.