«Марш жизни. О Николае Киселеве и спасенных им евреях»

О чем не сказали создатели фильма «Праведник»? Интервью с историком

Семья Киселевых, Москва, 1957 год
Картина «Праведник» Сергея Урсуляка подарила и новую жизнь книге историка Инны Герасимовой, открывшей миру историю Праведника народов мира Николая Киселева. Однако история любви главного героя и связной Анны (ставшей впоследствии его женой) остается в тени подвига.

— Инна Павловна, на волне зрительского интереса к художественному фильму «Праведник» вышло в свет новое, дополненное издание вашей книги «Марш жизни. О Николае Киселеве и спасенных им евреях». Какова ее предыстория?

— Когда я готовила первую книгу об исходе евреев из гетто под руководством Николая Киселева, которая была напечатана в 2016 году, нашлись силы, которые всячески препятствовали ее выходу в свет. Над книгой я работала около десяти лет, с того момента, как нашла в архиве письмо Киселева, адресованное Пантелеймону Пономаренко, начальнику Центрального штаба партизанского движения, где он пишет о том, что выполнял приказ командиров партизанской бригады — вывести евреев за линию фронта. Я продолжала скрупулезно «копать», побывала в Долгинове, искала выживших участников похода. С помощью Шимона Хевлина, который был в гетто и шел с отрядом по немецким тылам, удалось добиться присвоения Николаю Киселеву звания Праведник народов мира. Шимон Хевлин — прототип главного героя «Праведника» Моше Таля. 

Инна Герасимова на лекции в Институте изучения истории и культуры Восточной Европы, Марбург, 2023 год. Фото из личного архива

— Пока писалась книга, вышел документальный фильм Юрия Малюгина «Список Киселева. Спасенные из ада», из которого люди впервые узнали подробности отчаянного перехода евреев через линию фронта.

— Эта история началась с того, что продюсер Яков Каллер, который дружил с дочерью Киселева Татьяной, предложил мне участвовать в создании документального фильма о подвиге Николая Киселева. Я предоставила ему все материалы, ездила с ним в Долгиново, но в картине «Список Киселева. Спасенные из ада» (режиссер Юрий Малюгин) мой голос не прозвучал, лишь в конце титров выражается благодарность Музею истории и культуры евреев Беларуси и Инне Герасимовой. Этот фильм считается первоосновой художественной картины «Праведник». 

— Известно, что Анна Киселева, в девичестве Сироткова, пришла в партизанский отряд из минского гетто, где находилась вместе с мамой. То есть она была еврейкой. Это правда?

— Да, ее мама была еврейка. В гетто был страшный голод, и люди пролезали через колючую проволоку, чтобы в городе, вне гетто, раздобыть еду. Аню Сироткову не принимали за еврейку, ей проще было выходить из гетто. И 2 марта 1942 года, когда произошла большая акция в гетто — расстрел 5 тысяч евреев — девушка, на ее счастье, находилась за пределами, а когда вернулась, поняла, что осталась одна. Наверное, у нее были знакомые, которые помогли найти партизанский отряд. Это было непросто. Молодую девушку, умеющую стрелять, приняли. Ее считали белоруской. Вряд ли она скрывала свое происхождение. С марта до июня 1942 года Аня была в одной из партизанских групп отряда «Мститель» и выполняла отдельные поручения. А в июне 1942 года была принята в партизанский отряд «Победа» в качестве разведчицы. В новом, создаваемом Киселевым отряде «Победа» Сироткову готовили сопровождать группу к линии фронта. В том, что они с Киселевым понравились друг другу, нет ничего удивительного. Оба молодые, красивые. Одна женщина из Долгиново по секрету поделилась со мной, что в отряде видели, что Анна (ее называли на еврейский лад Элька) и Киселев нравятся друг другу. Аня призналась, что любит его, а он честно ответил, что у него есть жена и ребенок. 

— Потрясающая история! Она могла бы стать сюжетом военной драмы. Почему в вашей первой книге нет этих деталей? 

— Татьяна Николаевна Киселева, дочь героя, не хотела, чтобы были опубликованы сведения личного характера, касающиеся ее родителей, их личной жизни. И я убрала эти документы из рукописи. Но они вошли в новую книгу. Все факты имеют документальное подтверждение. В связи с тем, что работа Николая Яковлевича Киселева после войны была связана с поездками за границу, ему и его жене приходилось заполнять развернутые анкеты и сообщать обо всех родственниках. В архиве сохранились документы, содержащие эти сведения. В своей автобиографии Анна Ивановна указывала, что ее отец — Сиротков Иван Михайлович, 1888 года рождения, белорус, беспартийный, умер в 1930 году в Минске. Мать — Сироткова Эсфирь Абрамовна, 1892 года рождения, уроженка Минска. Еврейка. Беспартийная. Убита немцами 2 марта 1942 года в Минске. Когда Киселев собирался жениться на Анне, он начал разыскивать свою первую жену, но не нашел никаких следов. В годы войны это была обычная история. Люди терялись и искали друг друга, часто безуспешно. 

— Видимо, Николай Киселев был уверен в том, что его первая жена погибла в Ленинградскую блокаду. 

— Вероятно. Он был честный и порядочный человек. В декабре 1945 года они поженились с Аней, в 1946 году у них родилась дочь Татьяна. А в 1947 году Киселев получил по партийной линии выговор за регистрацию второго брака без расторжения первого. Ему пришлось писать объяснение, что он считал свою первую жену погибшей. Она умерла в 1948 году в Майкопе. Тогда же выговор был снят. А сын от этого брака, Николай, воспитывался в семье Киселевых. Во всех анкетах указывались двое детей — Николай и Татьяна.  

Анна и Николай Киселевы, 1945 год

— Инна Павловна, как вы восприняли фильм «Праведник»?     

— Хорошо, что фильм людям нравится. Но я считаю, что евреи, которые дошли, совершили не меньший подвиг, чем Николай Киселев! Новое издание книги я посвятила светлой памяти Шимона Хевлина, а в его лице всем тем, кто шел в этом Марше жизни.. Когда до появления фильма «Праведник» картину об этих событиях собирался снимать Сергей Безруков и об этом появилась информация в прессе, Шимон написал мне: «Инна, я тебя очень прошу поговорить с людьми, которые собираются снимать картину, чтобы они показали правду о нас, как мы шли, что с нами было». И в фильме «Праведник» меня больше всего задело, что он не открывает для зрителей главное — не объясняет, какая участь ждала этих евреев, если бы они остались в гетто, а ведь именно в этом заключается подвиг Николая Киселева. Ведь если фильм, даже как художественное произведение, имевшее право на вымысел, в своей основе создается на историческом факте, то этот факт и должен быть основан на историческом базисе. Некоторые люди, которые практически ничего не знают о Холокосте, даже не поняли, в чем же заключается подвиг Киселева. Идут евреи, талесы у всех, молитвенники в руках, как будто вышли на прогулку. 

— Николай Киселев спас этих людей от неминуемой смерти.

— И в своей книге я хотела рассказать не только о подвиге политрука Киселева, но и о том, что было бы с этими людьми, если бы он их не вывел. Что для евреев значил этот поход? Их не брали в партизанские отряды, и они были вынуждены голодными, раздетыми, с детьми скитаться по лесам. Местные жители в любой момент могли их выдать полицейским. Беглецы вынуждены были выпрашивать или красть продукты. Ни государство, ни местное население, ни партизаны, за редким исключением, не пытались помочь. Не потому ли еще и по этой причине в Белоруссии, по разным источникам, погибло от 800 тысяч до миллиона евреев, включая депортированных из 9 стран Восточной Европы? «Праведник» — художественный фильм, но в основу лег исторический факт! 

— Этот героический переход в тылу фашистской армии через линию фронта был уникальным!

— Это практически единичный случай в истории Второй мировой войны. И в Нидерландах, и во Франции и в других странах Западной Европы спасали евреев, но там этим занимались люди, которые создали специальные организации. Им удавалось спасать евреев самыми разными способами. Кроме того, в европейских странах фашисты относились к евреям не так, как на территории СССР. Их не уничтожали на территории государств, чьими гражданами были эти евреи. Их депортировали. Поэтому в Европе спасение евреев было нормальным поступком, в отличие от нашей страны, где их убивали только за то, что они родились евреями. И Киселев спас долгиновских евреев от неминуемой смерти. Мало кто знает, что в Белоруссии в этом же районе была еще одна попытка вывести около 300 евреев, но она закончилась неудачей. Беглецы прошли 100 километров и вернулись обратно, не вынеся изнурительного похода. А 218 человек из отряда Киселева смогли все преодолеть и выжить.  

Праведник

Россия, 2023 г. В основе фильма — бессмертный подвиг Николая Киселева, офицера Красной Армии, который в августе-октябре 1942 г. спас 218 советских евреев, выведя женщин, стариков и детей из фашистской оккупации за линию фронта.

Марш жизни. О Николае Киселеве и спасенных им евреях

Автор книги — Герасимова Инна Павловна

Список Киселева

Документальный фильм о подвиге партизана белорусского отряда «Месть» Николая Киселева, который в августе 1942 года спас жизнь 218 еврейским жителям белорусской деревни Долгиново, выведя их за линию фронта.

персоны
Герасимова Инна Павловна

Историк, автор книги «Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев»

Киселев Николай Яковлевич

Почетное звание «Праведник народов мира»

Сиротникова Анна Ивановна

Жена Николая Киселева

Урсуляк Сергей Владимирович

Российский кинорежиссер, сценарист и продюсер; лауреат Государственной премии России