Праздник возвращения и возрождения

О важности праздника — президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер

Юрий Каннер
Юрий Каннер. Фото: пресс-служба РЕК

Поздравляю нас всех с праздником Симхат Тора — праздником завершения годового цикла чтения Книги и начала нового цикла. 

Разделим нашу общую радость, но и гордость… Это единственный еврейский религиозный праздник, традицию отмечания которого ввели русские евреи. 

В Советском Союзе 60–70-х годов прошлого столетия они в массе своей были совершенно оторваны от иудаизма, религиозных традиций. Но один день в году, в Симхат Тора, у синагог (в основном в крупных городах — в Москве, Ленинграде, Риге) собирались толпы еврейской молодежи. Танцевали, пели, веселились, завязывали знакомства, которые нередко завершались брачными узами…

На Симхат Тора в 1961 году к синагоге в Ленинграде пришло около 12 тысяч человек, в 1964-м — около 50 тысяч к синагоге в Москве. Это несмотря на то, что открыто проявлять какую-либо приверженность еврейской религии, национальной культуре было в те годы небезопасно. 

А потом стало совсем опасно. В начале 70-х власти пытались силой сломать невесть как и откуда возникшую традицию. Милиционеры и сотрудники спецслужб в штатском устраивали профессионально организованные избиения парней и девушек, собиравшихся у синагог. Но на следующий год они приходили опять.

С этих празднований Симхат Тора фактически началось возрождение еврейского национального самосознания в СССР, сионистского движения, возвращение к религии, борьба за право на репатриацию в Израиль. 

И более того. В знак солидарности со своими братьями в Советском Союзе евреи западных стран и Израиля тоже стали проводить грандиозные празднования Симхат Тора у себя. 

Так советские евреи — в тот период фактически отрезанная ветвь народа, почти окончательно «потерянное колено», — в большинстве своем не знающие Тору, создали новую традицию, подняли статус этого, в общем, не самого важного религиозного праздника до такого уровня, которого он не имел в течение почти тысячелетия своего существования в еврейском календаре.

Никто в те времена, когда фактически из довольно стихийного сопротивления рождалась новая традиция, распространившаяся по миру, не ожидал сегодняшнего расцвета еврейской религиозной культуры на постсоветском пространстве и особенно в России. 

Центральный ритуал этого праздника — танцы со свитками Торы. Изготовление свитка (он заполняется вручную опытным переписчиком на рулоне пергамента из кожи ручной выделки кошерного животного) занимает не меньше года — кропотливая, долгая и очень дорогая работа. Среди российских евреев не только нет недостатка в желающих потратиться на нее — очередь стоит. У меня, конечно, нет статистики (она и не ведется), но, думаю, большинство новых свитков Торы, появившихся в синагогах мира в последние три десятилетия, подарены им русскоязычными евреями. 

Нам есть с чем сегодня семь раз обойти вокруг бимы — возвышения у амвона, с которого читается Тора во время службы, — и есть где. И нам, конечно, есть с чем сравнивать. Тем полнее наша радость обретения Торы в этот праздник.

Юрий Каннер, 

президент Российского еврейского конгресса

Российский еврейский конгресс

Крупнейший в России еврейский благотворительный фонд

персоны
Каннер Юрий Исаакович

Президент Российского еврейского конгресса, вице-президент ВЕК, член Руководящего комитета (Steering committee) ВЕК, президент ООО РЕК