Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие с условиями предоставления услуг
Праздник возвращения и возрождения
О важности праздника — президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер
Поздравляю нас всех с праздником Симхат Тора — праздником завершения годового цикла чтения Книги и начала нового цикла.
Разделим нашу общую радость, но и гордость… Это единственный еврейский религиозный праздник, традицию отмечания которого ввели русские евреи.
В Советском Союзе 60–70-х годов прошлого столетия они в массе своей были совершенно оторваны от иудаизма, религиозных традиций. Но один день в году, в Симхат Тора, у синагог (в основном в крупных городах — в Москве, Ленинграде, Риге) собирались толпы еврейской молодежи. Танцевали, пели, веселились, завязывали знакомства, которые нередко завершались брачными узами…
На Симхат Тора в 1961 году к синагоге в Ленинграде пришло около 12 тысяч человек, в 1964-м — около 50 тысяч к синагоге в Москве. Это несмотря на то, что открыто проявлять какую-либо приверженность еврейской религии, национальной культуре было в те годы небезопасно.
А потом стало совсем опасно. В начале 70-х власти пытались силой сломать невесть как и откуда возникшую традицию. Милиционеры и сотрудники спецслужб в штатском устраивали профессионально организованные избиения парней и девушек, собиравшихся у синагог. Но на следующий год они приходили опять.
С этих празднований Симхат Тора фактически началось возрождение еврейского национального самосознания в СССР, сионистского движения, возвращение к религии, борьба за право на репатриацию в Израиль.
И более того. В знак солидарности со своими братьями в Советском Союзе евреи западных стран и Израиля тоже стали проводить грандиозные празднования Симхат Тора у себя.
Так советские евреи — в тот период фактически отрезанная ветвь народа, почти окончательно «потерянное колено», — в большинстве своем не знающие Тору, создали новую традицию, подняли статус этого, в общем, не самого важного религиозного праздника до такого уровня, которого он не имел в течение почти тысячелетия своего существования в еврейском календаре.
Никто в те времена, когда фактически из довольно стихийного сопротивления рождалась новая традиция, распространившаяся по миру, не ожидал сегодняшнего расцвета еврейской религиозной культуры на постсоветском пространстве и особенно в России.
Центральный ритуал этого праздника — танцы со свитками Торы. Изготовление свитка (он заполняется вручную опытным переписчиком на рулоне пергамента из кожи ручной выделки кошерного животного) занимает не меньше года — кропотливая, долгая и очень дорогая работа. Среди российских евреев не только нет недостатка в желающих потратиться на нее — очередь стоит. У меня, конечно, нет статистики (она и не ведется), но, думаю, большинство новых свитков Торы, появившихся в синагогах мира в последние три десятилетия, подарены им русскоязычными евреями.
Нам есть с чем сегодня семь раз обойти вокруг бимы — возвышения у амвона, с которого читается Тора во время службы, — и есть где. И нам, конечно, есть с чем сравнивать. Тем полнее наша радость обретения Торы в этот праздник.
Юрий Каннер,
президент Российского еврейского конгресса