Секта или нет? Отвечает Юрий Табак

Разбираемся с экспертами в громкой теме

любавические хасиды
Фото: Shutterstock
Накануне секретарь Совбеза России Николай Патрушев извинился за высказывания своего помощника о любавичских хасидах и приравнивании их к секте. Что такое секта? Ждет ли божья кара антисемитов? Мы обратились к религиоведу Юрию Табаку.

– Чем секта отличается от религиозного направления по закону и по научному определению? Деструктивная секта (запрещенная) от секты как таковой?

– Само понятие «секта» довольно расплывчато и обретало разные значения в ходе истории. Более того, в разных словарях встречаются разные определения секты. В общепринятом современном понимании это сравнительно небольшая группа верующих, отколовшаяся от основного религиозного течения. Часто определение «секта», «сектант» носит подчеркнуто негативный, пейоративный характер. Однако в религиоведческой и исторической литературе под сектами понимаются часто и группы внутри религиозного течения. Так, раннее христианство до сих пор нередко называется в академической литературе «иудейской сектой» — без какого-либо негативного оттенка, хотя, выделившись из постбиблейского иудаизма в отдельную крупную религию, христианство перестало быть сектой в любом понимании.

Протестанты же до сих пор часто называются в православной литературе сектантами, хотя давно уже представляют собой совокупность крупных религиозных течений; в академической и религиоведческой литературе их сектантами никто не называет.

Деструктивная секта — это понятие вообще вненаучное и встречается только в публицистике и квазинаучной литературе. По названию предполагается, что такая группа имеет ряд признаков, негативно влияющих на ее членов. Однако негативное восприятие очень субъективно — для убежденных атеистов, к примеру, любая религиозная идеология вредна. Практически все характеристики, употребляемые применительно к «деструктивной секте», можно отнести к любому религиозному течению. Вред религиозной группы для ее членов и общества может определяться только на основе уголовного и гражданского законодательства, а не из субъективных идеологических соображений.

Юрий Табак
Юрий Табак. Фото: limmud.ru

– Чем любавичские хасиды отличаются по религиозным воззрениям от других течений иудаизма? Почему это точно не секта? Какие признаки отсутствуют?

– Любавичский хасидизм является одним из течений ортодоксального иудаизма, разделяющий все его исторические догматические положения и основную религиозную практику. Отличия любавичского хасидизма от других направлений иудейской ортодоксии существуют, но не принципиальны. Подобные разделения на течения и группы существуют во всех религиях.
Когда-то любавичские хасиды, среди прочих хасидских течений, выделились из основного течения иудаизма, и их называли «сектой».

Сейчас любавичский хасидизм — очень крупное и авторитетное движение в современном иудаизме, поэтому к «сектам» (в любом определении) его никак отнести нельзя. Деятельность любавичских хасидов никоим образом не подпадает под нарушение государственных законов и абсолютно легитимна во всех странах мира. Разные слухи, имеющие место относительно любавичского хасидизма, — плод невежества, выдумки антисемитов или религиозных фанатиков из других религиозных течений.

– Есть ли какое-то привычное для научной среды, принятое в мире, в общем, какое-то каноническое определение антисемитизма? Что такое антисемитизм, с вашей точки зрения?

– Антисемитизм имеет вполне ясное историческое содержание и определяется как нетерпимость, враждебное отношение к евреям — прежде всего как к этносу. В ходе многовековой истории на передний план выходили разные формы антисемитизма — религиозный (антииудаизм), экономический, расовый, государственный и т.д., которые наслаивались друг на друга.

– Является ли приравнивание религиозного течения иудаизма к секте проявлением антисемитизма?

– Это зависит от намерений автора такого приравнивания. Точную мотивацию высказывания в этом случае определить сложно. В случае недавнего высказывания Алексея Павлова — вполне возможно, что проявления антисемитизма в нем нет. Г-н Павлов назвал любавичских хасидов сектой в ряду других «сектантов» — сайентологов, неопятидесятников. Внешним образом высказывание обусловлено не специфической враждебностью к евреям, а желанием показать торжество разного рода «сектантов» и «язычников» в современной Украине, базируется, вероятно, на традиционных невежественных представлениях о хасидизме и сектах и направлено не на евреев как таковых, а на одну из конкретных религиозных групп. Не исключено, что к невежеству примешивается и специфическая нетерпимость к евреям (антисемитизм), но определенно сказать этого нельзя.

– Были ли в истории Холокоста случаи, буквально напоминающие высказывание Алексея Павлова, о котором идет речь здесь? Возможно, в литературе, ныне признанной в России экстремистской, есть цитаты, на которые опирался спикер (напомним, что есть высказывание депутата Мосгордумы от КПРФ, которая ссылалась на Генри Форда).

– Заявление г-на Павлова, что «главным жизненным принципом любавичских хасидов является превосходство сторонников секты над всеми нациями и народами» невежественно и по форме, и по содержанию. Религиозное течение всегда декларирует религиозное превосходство, а не этническое. Нередко существует историческая идеологическая корреляция между этносами и религиозной принадлежностью, но этническое превосходство никакими современными религиозными течениями не декларируется — по крайней мере на уровне религиозных постулатов.

В период Холокоста и ранее нацисты декларировали превосходство арийской расы над остальными расами; их идеология носила подчеркнуто антисемитский характер, но была направлена против всех евреев — специально любавичских хасидов они не выделяли.
Существует огромное количество антисемитской литературы, много интернет-сайтов, на которых имеют место антисемитские и специфически антихасидские высказывания. Небольшая часть таких материалов («Протоколы сионских мудрецов», «Моя борьба» Гитлера и т.д.) включена в Федеральный список экстремистских материалов. Высказанную мысль г-н Павлов мог почерпнуть где угодно — невежественные негативные оценки любавичского хасидизма встречаются нередко.

– Были ли в истории России случаи, когда РПЦ или органы власти приравнивали иудаизм или отдельные его течения к сектантству? На что они опирались?

– В конце XVIII века в условиях внутрииудейского конфликта и впоследствии любавичские хасиды и другие хасидские направления нередко именовались «сектой» и их еврейскими оппонентами, и церковью, и светскими властями. Широко использовался термин «секта» применительно к хасидам и в период Советской власти, в рамках общих гонений на религию. Иудаизм в целом в России к секте не приравнивался, насколько мне известно.

– Были ли в вашей практике выступления в качестве эксперта в суде или выдача заключений эксперта по материалам уголовных или административных дел? Если да, то какие? На стороне обвинения или защиты?

– Да, мне приходилось писать заключения на разного рода тексты, либо подтверждая обвинения в антисемитизме, либо опровергая их. Но в качестве официального эксперта по уголовным или административным делам я не выступал.

– Кто (по закону или по практике) в России может принимать решения, что является сектой, а что — религиозным течением?

– В российском законодательстве нет юридического определения секты. Поэтому никто никакое юридическое решение по квалификации религиозной группы в качестве секты принимать не может.

– Ждет ли божья кара антисемитов? С точки зрения иудаизма и христианства.

– Антисемитизм в качестве специфического греха, подвергаемого Божьей каре, фигурирует часто в еврейской религиозной литературе. В историческом христианстве в качестве специфического греха антисемитизм не выделяется, но в современной богословской литературе основных христианских течений, посвященной еврейско-христианским отношениям, антисемитизм квалифицируется как глубоко антихристианское чувство и тяжкий грех против Бога. Как и когда следует Божье наказание за антисемитизм в числе других тяжких грехов — вопрос дискуссионный.

персоны
Табак Юрий

Религиовед, переводчик, журналист