Сергей Урсуляк: «Антисемитизм русского народа сильно преувеличен»

Интервью с режиссером российского «Списка Шиндлера»

Режиссер Сергей Урсуляк. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Новая полнометражная картина Сергея Урсуляка «Праведник» основана на реальной истории подвига партизана Николая Киселева, который в 1942 году вывел из зоны немецкой оккупации 218 евреев — узников гетто.

Николай Киселев никому не рассказывал о своей героической миссии, но спасенные евреи прославили его имя, и он был удостоен звания Праведник народов мира. Напуганные, истощенные, преследуемые, но непокоренные узники гетто преодолели полторы тысячи километров по белорусским лесам, чтобы остаться в живых. Режиссер фильма «Праведник» Сергей Урсуляк в эксклюзивном интервью порталу «Еврейская жизнь» — о том, почему взялся за историю отважного политрука, как повлияла судьба его родных на выбор «еврейской» темы и почему он не снимает картины о нашем времени. 

Для Сергея Урсуляка тема Холокоста не посторонняя. Его родных по отцовской линии война застала под Каменец-Подольским, захваченном фашистскими войсками в 1941 году. Бабушка режиссера, еврейка по национальности, оказалась в гетто, но украинский дедушка сделал все, чтобы спасти ее от гибели. 

Сначала он пытался договориться с полицаем из числа местных жителей, чтобы тот отпустил мать двоих детей, которые ждут ее дома. Только это не помогло. Но дедушка не сдался и решил действовать по другому плану. Он опять поехал в гетто, на этот раз на телеге, груженной мешками с картошкой. Выломал доски в заборе, проник на закрытую территорию, нашел свою жену, спрятал ее в картофельном мешке и отвез в отдаленное село, где ее скрывали в подполе целых четыре года.   

Исчезновение узницы гетто не прошло незамеченным. Полицаи пришли за ее детьми. Мальчиков сильно избили, требуя, чтобы они сказали, где их мама. Но братья не выдали семейной тайны, молчали, как настоящие партизаны. Старшему, будущему отцу Сергея Урсуляка, было 10 лет, а младшему — всего пять.

— Скажите, Сергей Владимирович, как часто эта семейная история всплывала в вашей семье? 

— Не часто. Как воевавшие не любят вспоминать о войне, так и моим родным было тяжело вспоминать эти события из их жизни.

— Какие-то параллели с сюжетной линией фильма все же прослеживаются, потому что и там и там речь идет о спасении евреев. Это повлияло в какой-то степени на ваше решение снимать картину «Праведник»?

— Нет, ни в какой степени не повлияло. Когда мне рассказали историю Киселева, я сказал, что если будет хороший сценарий, надо снимать. Сценарий оказался очень хороший, так что никаких раздумий и ассоциаций с собственной жизнью и судьбой моей семьи у меня не возникало. 

Кадр из фильма «Праведник». Фото: «Централ Партрнершип»

— А вы раньше что-нибудь знали о Николае Киселеве?

— Нет, я ничего о нем не знал, историю мне рассказал Антон Златопольский, когда предлагал ее как сюжет для фильма. Параллельно он мне сказал, что есть документальный фильм «Список Киселева», который я, конечно, посмотрел.

— Трудными были съемки?

— Когда я снимал, казалось, что трудно очень. Снимали с июля по конец октября. И потом еще дней 15 в Израиле. Трудности были такого порядка, что участвовало много народу. Очень сложный кастинг, потому что надо было подобрать правильные лица. Снимали в лесах. Плюс ковид, что тоже создавало определенные проблемы. А сейчас понимаю, что съемки были нормальными, не сложнее чем остальные. 

— А эмоционально тяжело было снимать?

— Только в одном смысле, что артистам приходилось глубокой осенью голыми лезть в воду, стоять под искусственным проливным дождем в течение нескольких часов. Есть эмоции, которые рождаются, когда читаешь сценарий и думаешь о теме, а потом они уходят, потому что наступает время съемок, когда возникает огромное количество проблем, — тут уже не до эмоций. Невозможно каждый день выходить плача на съемочную площадку и жалеть героев этой военной драмы. Мне бы себя пожалеть!

Кадр из фильма «Праведник». Фото: «Централ Партрнершип»

— Когда я прочитала, что люди прошли полторы тысячи километров по лесам, подумала, что это ошибка, и стала искать подтверждения в других источниках. Три месяца тяжелейшего пути! И это были не молодые, физически крепкие мужчины, а старики, женщины и дети…

— Да, старики, дети и женщины. Дошли не все, потери, конечно, были. Но они все-таки, учитывая количество людей в начале этого пути, оказались не очень значительными.

— Когда вы выбирали актера на роль Киселева, вам важно было внешнее сходство с реальным персонажем? 

— Это не было главным. Мне нужен был артист, которому я бы верил в первую очередь сам, а во-вторых, поверил бы зритель. Таким артистом для меня является Саша Яценко, очень правдивый артист. Картина во многом фантазийная, сценарий писал Геннадий Островский, там много всего, поэтому обязательно требовался камертон правды, и таким камертоном для меня был Саша Яценко.

— Сергей Владимирович, вы не впервые снимаете картину на еврейскую тему. В «Праведнике» она представлена очень мощно! Как российская публика воспринимает эти национальные акценты?

— Мне кажется, что разговоры про антисемитизм русского народа — вещь преувеличенная хотя бы потому, что «Ликвидация» с 2006 года идет чуть ли не еженедельно и собирает очень хорошие цифры. Я не думаю, что если бы люди содрогались от ненависти к евреям, они бы смогли смотреть на протяжении 14 серий рассказ про героя-еврея. И этот фильм, я думаю, нормально будет воспринят. 

— Мне кажется, что Давида Гоцмана, героя Владимира Машкова, все-таки любят не за это. 

— Конечно, его любят не за то, что он еврей, тем не менее я не сомневаюсь в том, что если бы в человеке сидела какая-то глобальная ненависть к этому народу, он не смог бы смотреть «Ликвидацию». Поэтому, я думаю, здесь бояться нечего.

— Прекрасный артист Сергей Маковецкий у вас опять играет еврея. Если не ошибаюсь, уже в третий раз. В сериале «Жизнь и судьба» ему досталась роль еврейского физика Виктора Штрума, в культовом фильме «Ликвидация» он сыграл Фиму-Полужида, которого безумно полюбили зрители. В этот раз он снялся в роли Рувима Янкеля.      

— Он играет небольшую роль одного из спасенных евреев. Это яркий персонаж, он один из местечковых евреев в составе отряда, который ведут на большую землю. 

Кадр из фильма «Праведник». Фото: «Централ Партрнершип»

— Кого из звезд, помимо Сергея Маковецкого и Александра Яценко, мы еще увидим в «Праведнике»?

Из известных артистов в этой картине снялся Женя Ткачук. Я очень благодарен и Чулпан Хаматовой, и Косте Хабенскому, и Федору Добронравову, которые сыграли небольшие, но очень важные для картины роли. Но самое главное, что там большое количество молодых артистов. Это вчерашние студенты — выпускники Школы-студии МХАТ, например, Марк Эйдельштейн. Снимались Маша Золотухина из школы Райкина и Юлия Витрук из Щукинского училища, сейчас она работает в МХТ. В массовке занято много московских и белорусских артистов. Я бы еще хотел назвать очень известного израильского артиста Дова Гликмана, звезду израильского театра, который играет в картине центральную роль в современной части, а также прекрасного австрийского артиста Дитмара Кенига, он сыграл немца. Как видите, у нас сложилась интернациональная группа.

— Были случаи отказа артистов от участия в съемках?

— Возможно, кто-то был занят в другом проекте и не смог сниматься в силу объективных причин. Но я в этом смысле избалован, мне обычно не отказывают.

— Знаю, что вы человек обстоятельный, тщательно готовитесь к каждой работе. Какими источниками вы пользовались, помимо документального фильма «Список Киселева»? Приходилось забираться в архивы?

— Архивными материалами пользовался Геннадий Островский, когда писал сценарий. Конечно, я серьезно готовился к съемкам. Во-первых, есть воспоминания выживших людей, есть книга, написанная об этом походе. Конечно, Музей Холокоста в Минске и «Яд Вашем» в Иерусалиме — мы туда ездили. Обращались к еврейским общинам, которые многое рассказали. 

Кадр из фильма «Праведник». Фото: «Централ Партрнершип»

— Как вам кажется, удалось передать атмосферу того времени? 

— Я не знаю. Думаю, это скажут зрители, но у нас был предварительный показ в Тель-Авиве, там были люди, которые участвовали в этом походе. Картину хорошо приняли. Многие зрители выходили в слезах. 

— Интересно, как будет воспринята картина в России в свете сегодняшних реалий?

— Не знаю, как это будет в контексте сегодняшнего дня. Скажу честно: этот год очень многое поменял в восприятии всего, поэтому нужно будет просто показать картину и посмотреть на реакцию. По первым показам уже будет понятно.

— Вы открыли для себя что-то новое, работая над этой картиной?

Нет, я убедился в том, в чем был убежден и до картины, что интернационализм — очень хорошее качество и нам нельзя его утрачивать. Люди разных национальностей — братья.

— Вы совсем ничего не снимаете про современную жизнь. Как правило, обращаетесь к реалиям прошлого времени. Почему так? 

— Не очень к этому стремлюсь. Я чувствую прошлое время лучше, чем настоящее.

Праведник

Россия, 2023 г. В основе фильма — бессмертный подвиг Николая Киселева, офицера Красной Армии, который в августе-октябре 1942 г. спас 218 советских евреев, выведя женщин, стариков и детей из фашистской оккупации за линию фронта.

Список Киселева

Документальный фильм о подвиге партизана белорусского отряда «Месть» Николая Киселева, который в августе 1942 года спас жизнь 218 еврейским жителям белорусской деревни Долгиново, выведя их за линию фронта.

Ликвидация

Сериал, Россия, 2007 г. Послевоенная Одесса, разгул преступности. В городе орудует банда бывших диверсантов во главе с загадочным Академиком, которого не знают даже свои. Бандиты грабят военные склады и пытаются переправить продовольствие, обмундирование и оружие бандеровцам. В это время недовольный Жуковым Сталин назначает его командующим Одесским округом. Маршал всеми силами пытается навести в городе порядок.

Жизнь и судьба

Сериал, Россия, 2012 г. Сюжет разворачивается в 1942–1943 годы, в период обороны Сталинграда.

персоны
Урсуляк Сергей Владимирович

Российский кинорежиссер, сценарист и продюсер; лауреат Государственной премии России

Машков Владимир Львович

Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер, общественный деятель; народный артист Российской Федерации. Лауреат премий «Ника», «Золотой орел» и «ТЭФИ»

Маковецкий Сергей Васильевич

Советский и российский актер театра и кино; народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации

Киселев Николай Яковлевич

Почетное звание «Праведник народов мира»

Дов Гликман

Израильский актер театра, кино и телевидения